В августе участниками направления «Хореография» стали 111 воспитанников шести профильных училищ и школ искусств. Мастер-классы и занятия для них проводят известные педагоги и мастера искусства балета.
В хореографических классах Парка науки и искусства «Сириус» часами напролет идут занятия, где исследуют движение и учат импровизации. У воспитанников августовской образовательной программы – мастер-классы по современному танцу. Работает с юными артистами балета Константин Кейхель, заведующий кафедрой современного танца СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана».
Перед началом урока педагог ответил на несколько вопросов об учебном процессе и самом явлении contemporary dance.
– Константин Вячеславович, в каком состоянии находится современный танец? Обретает ли он новые формы или, наоборот, приходит в упадок?
– Современный танец не в упадке и даже, напротив, развивается. Об этом, к слову, свидетельствует появление Академии танца Бориса Эйфмана, различные мастерские для хореографов и фестивали современной хореографии в нашей стране, такие как Context. Diana Vishneva, Open Look, «На грани» и многие другие. В академии Бориса Эйфмана например, на протяжении нескольких лет успешно реализуется концепция подготовки универсальных танцовщиков. Это потрясающе, ведь наши выпускники смогут не только танцевать в разных театрах, но и стать хореографами или преподавателями, расширяя тем самым сферу и территорию современной хореографии. Поэтому сейчас он точно не в упадке: появляются новые танцовщики, а также реализуются новые проекты, открываются школы, где люди могут развиваться.
– Какие театры современного танца вы могли бы сегодня выделить и где они находятся?
– Если речь идет о России, то это конечно же «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга и, там же, при Екатеринбургском театре драмы работает танцевальная труппа, есть «Балет Москва» и «Новый балет» в Москве, театр «Балет Евгения Панфилова» в Перми, Челябинский театр Ольги Поны и с недавних пор появилась танцевальная труппа при Воронежском Камерном театре.
Некоторые из этих компаний не только продвигают современный танец в нашей стране, но и представляют его за рубежом. И чем больше таких экспериментальных коллективов будет появляться, тем стремительнее contemporary dance будет распространяться в других городах нашей страны.
– Есть ли в России своя уникальная специфика развития танца?
– О Российской школе современного танца пока очень рано говорить, так как в нашей стране это достаточно молодой вид искусства. Однако, наши исполнители и хореографы активно перенимают западный опыт, новые техники и методики. Для танцовщика современного танца важна среда, в которой он сможет профессионально состояться. В этом смысле радует, что в России точечно, как яркие вспышки, появляются фестивали современного танца. Замечательный проект, о котором я говорил ранее, реализовала наша знаменитая балерина Диана Вишнева (ежегодный международный фестиваль современной хореографии Context), благодаря которому многие именитые танцевальные труппы впервые выступили на нашей территории, а у наших хореографов появилась возможность заявить о себе.
– Когда молодого артиста балета следует вводить в современный танец?
– Чем раньше будущие артисты возьмутся за изучение contemporary, тем проще им будет его освоить. Подходы в обучении в детском возрасте и в возрасте 15 лет совершенно разные, и здесь следует учитывать, что артист балета должен быть сверхуниверсальным. Сегодня суметь отпрыгать принца, через неделю прийти и станцевать экспериментальную хореографию, а еще через неделю неоклассику, например, Форсайта или Килиана, очень непросто. Поэтому будущие артисты должны к этому готовится в школе, чтобы их тела могли говорить на разных языках.
– Чего ждать от молодых танцовщиков на отчетном концерте направления «Хореография»?
– Мы подготовили небольшой хореографический блок, включающий пять частей, объединенных одной музыкальной композицией. Для каждой из пяти групп – по одному, небольшому отрезку, где студенты будут показывать технические элементы, который они освоили за несколько уроков.