В «Сириусе» до середины сентября стажировались студенты российских вузов: молодые авторы, прошедшие конкурсный отбор, обладатели гранта Президента Российской Федерации и дипломанты профильных конкурсов и олимпиад.
Удачно написанное мотивационное письмо помогло студенткам Полине Ткачевой и Варваре Заборцевой попасть на программу «Литературное творчество. Классическая литература» в качестве спикеров для сентябрьских воспитанников. Двое из них, Максим Лихо и Елизавета Короткова, в рамках образовательного профиля побеседовали со стажерами и выяснили, откуда те узнали о «Сириусе» и что нового они для себя открыли в Образовательном центре.
Полина Ткачева, двадцатилетняя студентка-третьекурсница Московского государственного лингвистического университета, получает грант Президента Российской Федерации за то, что стала призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку и мировой художественной культуре. Девушка занимается поэзией, музыкой, участвует в различных конкурсах и конференциях, где нередко побеждает.
Впервые о «Сириусе» студентка узнала прошлой зимой, на Всероссийской конференции «Путь к успеху». В рамках проекта Полина приняла участие в дискуссионных встречах по темам межпредметных интенсивных модулей и научных коммуникаций.
«Благодаря этому событию я узнала о «Сириусе» достаточно многое и поняла, что хочу попасть сюда снова. Возраст не позволял подать заявку как участнице образовательной программы, я уже обучалась в вузе, однако вскоре попалась информация о приеме заявок на стажировку», – рассказала Полина.
Вторая участница стажировки, Варвара Заборцева, сейчас является студенткой первого курса Академии художеств имени И.Е. Репина, а в свои школьные годы на «Литературное творчество» в «Сириус» отбиралась дважды: в сентябре 2016 года и в конце октября 2017-го.
«Когда я уезжала из «Сириуса», думала, что больше сюда не вернусь: училась в одиннадцатом классе. Но в марте этого года у нас, выпускников «Литературного творчества», в Санкт-Петербурге состоялась встреча с Еленой Ивановной Казаковой, руководителем программного направления, где нам рассказали об идее стажировок для студентов. Я заинтересовалась, заполнила заявку на сайте и в мотивационном письме написала, почему хочу приехать и что могу дать «Сириусу». Предложила провести там мастер-классы по искусствоведению», – отметила Варвара.
В течение сентябрьской образовательной программы обе студентки подробно знакомились с программой, общались с участниками, педагогами. Наравне с воспитанниками Центра посещали лекции и мастерские, где поднимались темы значимости классической литературы в современном мире.
«Основная задача стажеров – разработка и проведение двух мастер-классов для нескольких групп литераторов из 18 человек. Мастера программы «Литературное творчество» (магистры СПбГУ) в течение двух недель сопровождали начинающих преподавателей: делились педагогическим опытом, давали советы, как создать образовательную программу, сделать качественную презентацию, держаться перед подростковой аудиторией. «Кроме того, студенты проверяли письменные работы воспитанников, а в конце писали эссе по итогам программы», – прокомментировала организатор стажировки Валерия Зверева.
Первые занятия Полины были посвящены теме «Художественный перевод: как думать по-английски». Здесь учащиеся узнали о секретах английской речи, которые помогут при изучении языка. Во второй части мастер-классов молодой лингвист рассказала об отрицательной характеристике штампов и канцеляризмов русской речи.
«Я поделилась своим опытом в сфере языков, объяснила, как красиво говорить и, главное, писать. Я старалась создать атмосферу свободной дискуссии, прибегала к игровому формату встречи, вместе с ребятами на практике разбирала самые распространенные ошибки», – рассказала Полина.
На мастер-классах Варвары «Цвет в литературе и живописи» и «От портрета к тексту» школьники анализировали портреты Ахматовой, написанные А. Альтманом и К. Петровым-Водкиным, и сопоставляли их с посвященным ей стихотворением Блока. Также ребята развивали творческое мышление: рассматривали картины с изображениями людей, такие как «Купчиха за чаем» Кустодиева и «Голова» Малевича, и придумывали на основе образов картин героев, составляли между ними диалоги.
«Нам с организаторами показалось интересным поговорить с учащимися о смежных искусствах, показать, как перекликаются живопись и литература», – объяснила Варвара.
На вопрос школьников «Как опыт, полученный вами во время стажировки, поможет вам в будущей профессии?» студентки ответили так:
«Во-первых, это отличный опыт преподавания и наставничества, уникальная практика. Я задумываюсь о том, чтобы в будущем стать педагогом. К тому же стажировка – это еще одна возможность закрепить полученные во время студенчества знания», – поделилась Варвара.
«Сириус» – это отдельный мир, в котором я по-настоящему живу и получаю удовольствие от занятий! Новые знакомства, новые знания, новые перспективы – все я могу найти здесь», – поддержала Полина.
Студентки отмечают: то, какими темпами развивается и совершенствуется образовательная программа, не может не впечатлить, поэтому они очень надеются продолжить практику стажировки в «Сириусе» и вернуться сюда за новым опытом и новыми возможностями.
Материал подготовили: Елизавета Короткова (16 лет, Московская область), Максим Лихо (Белгородская область, 17 лет), Софья Манухина, специалист программы «Литературное творчество»