Как с помощью «щипцов», «молотка», «горелки» и «зеркала» научиться презентовать себя, свою команду или проекты перед самой разной аудиторией? Разумеется, речь не о предметах быта, а о практических инструментах, без которых не построить эффектного выступления. Освоить и применить на практике десять общих принципов подготовки презентации участникам инженерно-математических классов в «Сириусе» предложила ведущий эксперт в области коммуникаций, руководитель программы «Эффективные коммуникации» Высшей школы государственного управления РАНХиГС Лариса Катышева.
«Назовем "щипцами" один из самых главных инструментов, отвечающий за привлечение внимания. Им спикер должен владеть в совершенстве. При этом мало вызвать интерес слушателя, надо его еще и суметь удержать. Каждый из нас – комбинация определенных черт характера. Когда в нашем организме акцентируется дофамин, мы креативны, сосредоточены. Дофамин – это вещество мозга, которое помогает нам сфокусироваться на цели, на том, что хотим получить. Этот инструмент можно условно назвать "молотком"», – рассказывала Лариса Катышева.
Генерируют дофаминовые всплески, например, положительные эмоции, когда виден прогресс в выполнении ряда задач. Иными словами, думая об успехе, к нему и приходим. Выходит, "молоток" – один из мощнейших медиаторов мотивации.
«Хорошую историю всегда можно легко рассказать, понять и запомнить, если знать, что делать. Всегда надо четко работать над ярким началом, стремительным развитием и мощным финалом своей речи, следить за языком тела (инструмент "зеркало"), голосом (инструмент "динамик"), то есть в рамках работы над своей презентацией использовать вербальные, невербальные и паралингвистические приемы, приемы работы со стрессом. Особенно это важно при защите дипломных работ, научных проектов, когда от вашего выступления зависит, будет ли аудитории понятна важность, ценность вашего открытия для общества», – объяснила спикер.
Базовый план успешной презентации проекта или исследования, по словам Катышевой, состоит из восьми важных пунктов: «Проблема», «Решение», «Рынок», «Конкуренты», «Суть работы продукта», «Статус проекта», «Перспективы выхода на рынок» и «Команда».
«Только хорошенько изучив все эти переменные, можно эффективно представить аудитории область своих исследований, перспективы их развития и ожидаемые результаты, – рассказала ученица инженерно-математического класса Гимназии №8 Елена Исаева. – И при этом, конечно, не стоит забывать о ключевых элементах презентации: например, "микроскопе", помогающем разобраться в важных деталях или "бинокле", который помогает сфокусироваться на нужном».
Лекция Ларисы Катышевой проходила в интерактивном формате: после теоретической части участники встречи смогли отработать все приемы на практике.
«Мы поняли, как справляться с волнением перед выступлением, как заинтересовать аудиторию и достойно представить свой проект. Получить такие полезные советы от ведущего эксперта – большая удача. Я уже начала работать в этом ключе над своей итоговой презентацией, которую буду представлять в конце образовательной программы инженерно-математического класса», – добавила Елена Исаева.