help@sochisirius.ru

Неделя физики, третья в февральской естественнонаучной образовательной программе, состояла из семи модулей. О том, чем занимались школьники, рассказал один из организаторов программы, руководитель департамента молекулярной и биологической физики МФТИ Игорь Попов.

«На старте программы свою основную задачу мы видели в том, чтобы показать, чем занимается на своем рабочем месте человек, которого другие люди называют физиком. Мы приходим к пониманию, что нет никакого разделения на области науки, а есть континуум знаний, в котором мы работаем с использованием разных инструментов и методов – физических, химических или биологических. Если границ нет, то нет и необходимости обсуждать взаимосвязи между предметными областями, а можно просто разбираться в решении конкретных задач, в методах и подходах постановки эксперимента и в том, какие сложности возникают на пути исследователя», – говорит Игорь Попов.

Участники программы обсуждали вопросы, важные для понимания основных задач и наиболее востребованных направлений современной физики. За 6 дней школьники освоили 7 модулей, каждый из которых включал небольшой вводный теоретический блок, эксперимент, анализ полученных результатов и совместное обсуждение.

На одном из модулей ученики исследовали колебания одномерного объекта струны и механические колебания, другой модуль был посвящен работе с твердотельными объектами с тонкими пленками. Ребята знакомились с графеном и его электрическими свойствами, смотрели, как пьезоэлектрический эффект можно использовать для сложных измерений, разбирались, как проводить измерения различных количественных параметров фотосинтеза, исследовали наноразмерные объекты при помощи методов современной спектроскопии.

«Наша гордость – модуль “Оптический пинцет”, за эту работу вручили Нобелевскую премию 2018 года по физике. Мы привезли экспериментальную установку, на которой реализовали оптический пинцет для физического эксперимента», – объясняет Игорь Попов.

Еще один достаточно нестандартный для школьников модуль был посвящен физике газового разряда, который включал сразу несколько тем: и химию процессов ионизации, и механику, и молекулярно-кинетическую теорию, и электричество, и магнетизм.

«Задачи, которые встречаются в современной науке, являются комплексными - состоят из большого количества разных элементов, и умение в этом разобраться, понять, что важное, а что второстепенное в явлении, которое ты наблюдаешь, является ключом в решении многих задач», – говорит руководитель программы.

Игорь Попов также отметил, что все эти темы сложные с точки зрения комплексности. Когда разбираешься в элементах чего-то большого и понимаешь их, тогда это большое перестает быть трудным и становится просто многосоставным явлением.

 

Поделиться
Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2019 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!