На первой Космической программе в Сириусе школьники из Бийска представили рабочий прототип установки для ультразвукового бурения неземного грунта. Прибор позволяет не только «забуриться», но и взять пробу грунта.
Несколько месяцев ученики 8 и 9 классов работали над проектом в Центре молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) «Политех» в Бийском технологическом институте. Затем в Сириусе школьники доработали прототип и провели ряд экспериментов: проверили работоспособность установки на макете лунного грунта и в термобарокамере при разных температурных режимах.
«В предстоящих миссиях по освоению Луны для получения проб лунного грунта предлагается использовать достаточно дорогое криогенное бурение. Мы же предлагаем технологию ультразвукового сверления — оно более экономичное и требует меньше энергии, — объясняет ученик 9 класса школы №3 Бийска Андрей Пивоваров. — Важно, что ультразвуковое бурение нагревает грунт максимум на 10 градусов, в то время как обычное может повысить температуру на 100 градусов, из-за чего характеристики грунта значительно меняются. Также мы применили систему псевдовращения, которая позволяет быстро удалять остатки грунта из зоны бурения».
Школьники продолжат дорабатывать прототип на базе ЦМИТ в Бийске. С дальнейшей экспертизой технологии помогут специалисты профильного научного центра — Института геохимии и аналитической химии имени В.И. Вернадского Российской академии наук.
«Разрабатывать устройства для космических миссий не так модно, как строить собственные спутники, но это намного ближе к работе реальных специалистов космической отрасли. На космической программе в Сириусе участники получили результаты, которые станут фундаментом для дальнейших доработок системы», – рассказал руководитель проектного офиса программы «Дежурный по планете» Кружкового движения НТИ Антон Рогачев.
Космическая программа в Сириусе – это финал серии конкурсов по ракетно-космической тематике среди команд школьников – проекта «Дежурный по планете», поддержанного Кружковым движением НТИ. 93 школьника из 24 регионов России приехали в Центр с готовыми устройствами или прототипами, чтобы протестировать их и доработать под руководством экспертов из Сколтеха, ЦНИИмаш, РКК «Энергия», Фонда «Талант и успех», Фонда содействия инновациям и других организаций. В финале школьники представили 13 прототипов, в том числе автономный планетоход, комплекс для старта ракет из стратосферы, несколько рабочих моделей наноспутников, поворотную антенну для приема телеметрии со спутников формата CubeSat и другие.