help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Мир спорта знает Елену Чайковскую как великого советского и российского тренера. Среди ее воспитанников – именитые спортсмены, чемпионы мира и призеры Олимпийских игр, мастера спорта международного класса. Законодательница мод в фигурном катании, соединившая на льду строгую технику и хореографическое искусство, навсегда вписала танцы на льду в программу Олимпийских игр. 

В Сириусе тренер занимается с юными фигуристами из регионов. Вот она, Елена Анатольевна, привычно стоит за бортиком. Взгляд, как всегда, строгий и внимательный, от которого не ускользнет ни одна деталь – поворот головы, руки, туловища. В фигурном катании нет мелочей. 

Сама Елена Чайковская не любит слово «тренер» за несоответствие сути профессии. Ей гораздо ближе наставник или даже друг.  «Все мои ученики – мои дети», – часто говорит она, памятуя, что каждый из них требует особого подхода. Вот уже больше полувека она растит чемпионов только высшей пробы: парное и одиночное катание, танцы на льду – в фигурном катании не осталось высоты, не покорившейся ее «звездным» ученикам.

Инструкция по работе с талантами

Елена Анатольевна отмечает, что в «Сириус» приезжают хорошо подготовленные дети, имеющие высокие спортивные разряды и успешный опыт выступления на зональных турнирах и чемпионатах. Важно, что здесь же находятся их тренеры: так совместная работа идет эффективнее.

Не секрет, что воспитание чемпиона требует большого терпения: это всегда работа вдолгую, 12 лет и более. Много времени занимает обще- и специально-физическая подготовка. Ведь сначала все прыжки и элементы отрабатываются в зале, а только потом переносятся на лед. И, конечно, огромное значение имеет хореография. Ведь фигурное катание любят за его зрелищность, особую эстетику.

Фигурное катание – технически и физически сложный вид спорта, требующий индивидуальной тренерской стратегии. Несмотря на то, что фигуристы катаются группами, тренер точно знает способности и возможности каждого спортсмена. Задача тренера – найти лучшие качества фигуриста и максимально их раскрыть.

Я всегда прошу, чтобы молодежь приходила нам на смену: в тренерском деле нужны увлеченность, блеск в глазах и максимальная самоотдача. Когда я вижу все это в молодом наставнике, то всячески его поддержу. Кстати, тренеры, которые приехали в Сириус со своими командами, именно такие – это люди моей группы крови.

Вообще мои спортсмены – это всегда семья и очень близкие люди. Когда ты занимаешься таким большим делом, ни о каком дискомфорте в общении не может быть и речи.  Спортсмен должен помнить и знать: тренер за ними пойдет куда угодно, будет защищать и поддерживать. Вы спросили, почему спортсмены иногда уходят от тренеров?! Я не знаю, со мной такого никогда не было.  Напротив, когда приходило время отпускать их по возрасту – я их выгнать не могла. Если уходят, значит, был какой-то надлом и спортсмен перестал доверять. И это самое страшное!

Техника – дело тонкое

В нашем виде спорта есть одна большая проблема, и я всегда о ней говорю – нехватка льда в регионах.  А для вольготного катания на коньках нужно много ледовых тренировок.

Ребенок на льду учится делать сложные элементы, которые со стороны должны выглядеть легко и создавать «воздух» в программах. Прыжки с каждым годом становятся все сложнее, поэтому «ледяной голод» – это беда. Я радуюсь, когда вижу молодых фигуристов из регионов в Сириусе, где со льдом все прекрасно, это большой подарок. Здесь, кстати, работает очень талантливый хореограф, который дает им совершенно оригинальное направление, объединяя современный танец с классическим, дает столько материала, что, ей-богу, невозможно не вырасти.

В современной системе судейства идет начисление баллов за техническое исполнение и за артистизм, но техническая часть в приоритете. Хотя за время моей работы было столько изменений в правилах, что и не вспомнить.  И каждый раз нужно заново подстраиваться под систему и, конечно, выигрывать. Что мы и делаем!

Важно помнить – если спортсмен вдруг сумел при всей сложности техники катания «пронзить» публику и судейство ярким музыкальным или эмоциональным открытием, вот тогда он чемпион!

Ошибки в воспитании чемпиона

Тренер – это творец в полном смысле слова. Даже если он не ставит каких-то выдающихся программ, он все равно творец, день за днем создающий спортсмена.

Самое главное – это доверие спортсмена. Если он чувствует тренерскую заинтересованность, такой альянс ждет удача. Нельзя говорить ребенку, что из него ничего не получится. Мастерство тренера в том, чтобы найти фишку в каждом спортсмене и уже над ней работать. Рано или поздно это даст результаты.

А самая большая ошибка – поздний приход ребенка в школу фигурного катания. Я надеюсь, что скоро будет принят закон, позволяющий набирать в государственные школы детей с четырех лет. Сейчас разрешено с шести, и это поздно, мы опаздываем. В шесть лет дети уже прыгают двойные прыжки, одинарные так точно. Родители вынуждены отдавать детей в платные школы, но это материально тяжело, особенно в регионах. Поэтому я довожу детей до нужного возраста и сразу перевожу в бесплатную школу.

Короток век фигуристов.  Все чаще родители приходят ко мне и говорят: «Вы знаете, у нас нет задачи становиться чемпионами. Мы хотим, чтобы ребенок катался, развивался, но к олимпийским высотам не стремимся». Это веяние сегодняшнего дня – когда не хотят идти к мировым рекордам. И я скажу почему! Если у меня Мария Бутырская, например, стала чемпионкой в 29 лет, то сейчас рекорды ставят в 15. А что дальше? Юниор становится чемпионом мира и дальше практически всегда идет спад карьеры. Потому что система оценок требует немыслимой техники и сложнейших элементов. Мы очень помолодели со своими чемпионами и должны задуматься над этой проблемой.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!