До 1 марта 2020 идет прием заявок на Всероссийский конкурс научно-технологических проектов школьников «Большие вызовы». Ежегодно мы получаем более 25 тысяч проектов и отбираем из них самые лучшие – те, которые пройдут серию испытаний у себя в регионе, а потом смогут попасть и на июльскую проектную программу в «Сириус».
Как мы оцениваем проекты? Почему многим – вынуждены отказать? Каковы самые частые и глупые ошибки, которые мешают вам пройти победить?
За ответами обратимся к методистам программы «Большие вызовы» Елизавете Курапиной и Анастасии Тереховой.
Не подавайте весь проект как анализ существующих решений
Некоторые участники вместо создания проекта составляют обзор уже существующих концепций и разработок и получают анализ готовых решений. Это само по себе проектом не является, хоть и может быть его частью, так делать не нужно.
К примеру, если ваша работа касается проблем транспорта, то не надо как основную работу перечислять транспортные средства, которые есть у вас в городе, и их характеристики. Помните, что ваша цель – исследование. А главная цель исследования – поиск новых знаний и закономерностей.
Конечно, нам важно понимать, как ваше устройство или технология вписываются в реалии науки и техники. Но существенный акцент на этом делать не стоит.
Не повторяйте прототипы
Проект должен быть оригинальным и не повторяющим то, что уже было создано ранее. Очень часто в теме транспорта нам присылают проекты погрузчиков – одинаковые, как на подбор.
Учтите, что ваш проект должен быть направлен на решение конкретных задач для отраслей науки, техники, промышленности, федеральных или региональных задач, экологических проблем. Двигайтесь от «боли», а не от ресурсов или существующих разработок.
Начните с малого
Тема проекта не должна быть всеобъемлющей: пусть она фокусируется на конкретной проблемной точке. Не нужно брать что-то масштабное – тогда ваш проект будет более эффективным.
Задайтесь решением задачи в рамках небольшой инфраструктуры: внутри вашего дома, школы или района.
Подумайте, как реализовать проект. Пропишите все шаги
Нанороботы для улучшения экологической обстановки – идея возможная, но только если вы четко понимаете, как эти роботы будут работать, какие токсины перерабатывать, как быстро и эффективно, в каком климате и средах, как ими управлять, как утилизировать и прочее. Отвечая на мелкие вопросы, вы придете к узкому профилю, в рамках которого и надо действовать.
Так что главный критерий здесь не глобальность, а доскональность: как в постановке вопросов, так и в поисках решений.
Не бойтесь критиковать свою работу и искать узкие места. Если вы не нашли их сами – знайте, что от экспертов все равно ничего не скроется.
Обоснуйте теоретически
Хотите спроектировать космический аппарат, новое белковое соединение или композиционный материал? Тогда в первую очередь позаботьтесь о том, чтобы ваши объекты исследований не попирали фундаментальные законы аэродинамики, физики, химии, биологии.
Покажите свой вклад в командном проекте
Очень часто проекты выполняются в команде или под руководством научного наставника. Но заявку на конкурс вы подаете только индивидуально. Поэтому важно рассказать, в чем заключалась конкретно ваша задача, какую часть работы выполнили лично вы и что из этого извлекли.
Прежде всего оценивается не сам проект, а результат участника. Эксперту важно понять, насколько школьник продвинулся и каков его вклад в общее дело.
Во время презентации нужно указать роли в команде. Желательно – на отдельном слайде.
Умейте ответить на вопросы по своему проекту
Задача эксперта на собеседовании – понять: работа выполнена самостоятельно или нет. Поэтому вам зададут много узких вопросов. Отвечая на них, старайтесь говорить понятно и просто. Сложные научные формулировки и факты, далекие от тематики проекта, сигнализируют о присваивании чужой работы.
Но даже если вы делали проект сами от начала до конца, это не значит, что вы сможете хорошо объяснить, как он работает. Потренируйтесь доступно и точно отвечать на самые разные вопросы. Соберите семью или друзей, устройте для них презентацию, выслушайте все вопросы и постарайтесь ответить на них так, чтобы вас поняли.
Не используйте слово «уникальный»
Это слово-паразит: абстрактное и вызывающее недоверие у экспертов. Оно может указывать на то, что участник скорее всего не работал с темой и не знает конкретные преимущества своей разработки. Любой проект имеет либо прямые, либо косвенные аналоги, называть его уникальным – бессмысленно.
Кстати, есть очень много оценочных слов, родственных «уникальному». Найти их помогут различные онлайн-сервисы для проверки качества текста.
В описании работы не нужно употреблять местоимения «мы» и «я». Следите также за правильным использованием научных терминов и грамматикой.