help@sochisirius.ru

Бытует мнение, что в эпоху интернета гуманитарные профессии менее востребованы, чем технические. На самом деле такое деление на технарей и гуманитариев носит весьма условный характер, а во многих сферах, наоборот, растет спрос на универсальных специалистов. Например, классический филолог или журналист может стать научным коммуникатором, пойти работать в Data Science и NLP-инжиниринг (Natural Language Processing: часть анализа данных, связанная с обработкой естественного языка). Все чаще текстовики – это люди, без которых не обходится ни одна современная технологическая, научная или IT-корпорация.

Как трудоустраиваются гуманитарии в цифровой среде, выпускницы программы «Литературное творчество» Ольга Ермакова и Эльвира Слободян обсудили со специалистом по digital-развитию бренда, филологом Софьей Манухиной. Софья работает в крупнейшей в России телекоммуникационной компании, где пишет о новых технологиях и разработках, изучает целевую аудиторию, создает стратегии продвижения продуктов, используя различные рекламные инструменты. 

Где сегодня востребованы выпускники филфака

Софья утверждает, что в современной IT-среде не хватает людей с филологическим образованием. И вот почему: IT-специалисты отлично пишут программы и сервисы, но редко умеют о них интересно рассказать. А ведь каждый разработчик нуждается в описании своих изобретений, в создании эффективной рекламы, требующей подготовки специализированных текстов. В этой ситуации ему на помощь приходят технические копирайтеры (они могут работать как на аутсорсинге, так и в штате).

Почти в каждой современной digital-корпорации есть SMM и маркетинговые службы – часто филологи находят работу здесь. Их знания в теории и практике коммуникаций, устной и письменной речи помогают максимально интересно презентовать новые технологичные продукты компании. Для этого специалисты-филологи пишут сценарии к рекламным роликам, придумывают запоминающиеся слоганы, создают презентации и тексты публичных выступлений.

Например, в случае, когда представителю IT-компании необходимо выступить для СМИ или широкой аудитории, филологи готовят спикера к публичному выступлению, помогая грамотно выстроить речь и выразить простыми словами нечто сложное и сугубо техническое и научное.

Также филологи требуются там, где необходима регулярная проверка текстов: для публикации на корпоративных сайтах или в пабликах компаний. Большинство из них рассказывают о своих успешных кейсах, анонсируют важные события – и делать это важно на регулярной основе. И конечно, текстовики нужны в специализированных печатных и интернет-изданиях, которые пишут о digital-среде. 

 Что нужно уметь digital-филологу

Компьютер и филолог – вещи совместимые: цифровая среда не так далека от человека с гуманитарным складом ума, как это может показаться. Начинающим digital-филологам, по словам Софьи Манухиной, будет достаточно навыков работы в Excel, дальше пригодится умение собирать данные автоматически или полуавтоматически с помощью корпусных менеджеров вроде Sketch Engine. С таким уровнем цифровой грамотности можно, например, считывать частотность слов, прописывать облака тегов или даже участвовать в создании графических интерфейсов (если текстовик знает базовые законы типографики, понимает, зачем и где соблюдать отступы и как сочетать шрифты).

Продвинутые digital-филологи могут анализировать практически безграничные текстовые массивы с помощью программных продуктов и специальных баз данных, решать прикладные задачи из такой области знаний, как Digital Humanities. Они отвечают за создание в информационной среде разных корпусов текстов и конкордансов (словарей всех употреблений определенного языкового выражения в контексте), исторических и текстовых баз данных, электронных библиотек с доступами к редким или уникальным изданиям. Этими ресурсами изо дня в день пользуются тысячи пользователей – лингвисты, историки, педагоги.

Поэтому филологу в цифровую эпоху полезно не просто изучать язык, но и уметь пользоваться умными алгоритмами, которые распознают текст и выдают результаты в виде готовой статистики. Специалист с такими навыками будет особо востребован.

История одного филолога: как гуманитарию выстроить карьерный путь 

Сейчас Софья Манухина состоялась как специалист по digital-проектам, но в начале своей учебы в вузе она планировала работать в газете или журнале и не представляла, что значит быть филологом в высокотехнологичной среде. Однако за последние годы цифровая реальность настолько изменила мир вокруг, практически вытеснив через digital-технологии все печатные СМИ, что планы на профессию пришлось серьезно пересмотреть.

У выпускницы филфака был выбор – продолжить обучение в магистратуре по программе менеджмента в образовании либо пойти в издательское дело. Она предпочла никому не известные digital-проекты, расценив новый опыт как профессиональный вызов самой себе. Все получилось: Софья успешно работает в команде hr-бренда ведущей цифровой компании, где презентует новые продукты цифровизации, услуги и разработки, анонсирует проекты и готовит релизы для СМИ, информирует потребителей.

«Филолог – это не человек без профессии. Рекомендую выкинуть из головы стереотип о технарях и гуманитариях и не приписывать себя ни к тем, ни к другим. Здорово, если ты не боишься искать себя в сферах, которые развиваются на стыке разных направлений, и стараешься учиться тому, что будет востребовано на рынке труда в будущем, – считает Софья. – Тем более сейчас для этого существует большое количество ресурсов и возможностей».

Полезные ресурсы для филологов в сфере digital

Хабр – самый крупный блог в IT-сообществе: здесь интересуются программированием, технологиями, дизайном, наукой, играми, карьерой и здоровьем.

VC.ru – крупнейшая в рунете платформа для предпринимателей и высококвалифицированных специалистов малых, средних и крупных компаний. Ресурс также читают студенты и продвинутые школьники со всего мира.

Типичный программист – издание о разработке и обо всем, что с ней связано. Здесь публикуются актуальные новости из мира IT, образовательные статьи и переводы.

Бородокаст – здесь обсуждают смартфоны, сериалы, игры и фильмы, рассказывают о космосе и фитнесе. В BeardyCast вы найдете подкасты, статьи и видеоролики на нужную тему.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2021 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!