Александра Андриянцева живет в Липецке и учится в 11 классе. Школьница уже семь лет увлечена наукой. Трижды ее исследовательские работы становились лучшими на Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы». Сейчас девушка готовится запатентовать свою технологию переработки коксовой пыли в сорбенты для очистки промышленных стоков. Рассказываем, почему Александра заинтересовалась химией и как программы «Сириуса» помогли ей определиться с будущей профессией.
Химия может объяснить все
Исследованиями в области химии Александра Андриянцева увлеклась в пятом классе. В этом велика заслуга ее мамы. Светлана Андриянцева – доцент кафедры химии в Липецком государственном техническом университете. Благодаря ей Саша была с детства погружена в научный мир.
«Мама для меня ‒ образец упорства и работоспособности. Она всегда приходит на помощь, – рассказывает девушка. – Наверное, чувствуя ее чуткую поддержку, я научилась спокойно и с пониманием относиться к конструктивной критике. Это позволяет взглянуть на свою работу по-новому, изменить подход, расширить исследование».
В своем первом научном проекте девушка разработала новый состав силиконовых форм для прототипирования изделий, которые долговечнее и прочнее аналогов. По задумке девушки формы отлично подойдут для изготовления декора из гипса при реставрации фасадов старинных зданий Липецка.
«Мне нравится изучать химию, потому что она объясняет многие процессы на планете и дает возможность открыть что-то новое», – объясняет исследовательница.
Заниматься проектной деятельностью Александре понравилось сразу, но не хватало теоретической базы для обработки результатов исследования. Как раз в то время в Липецке открылся детский технопарк «Кванториум». Сейчас он является частью центра поддержки одаренных детей «Стратегия», который работает по модели «Сириуса». Именно там Александра смогла получить новые знания и реализовывать свои первые серьезные проекты.
В прошлом году школьница начала исследование по разработке сорбента из коксовой пыли – побочного продукта коксохимической промышленности. Идея актуальна для региона: ей заинтересовался партнер «Кванториума» – Новолипецкий металлургический комбинат. Предприятие уделяет большое значение экологичности производства и переработке отходов. Компания предоставила школьнице материал для исследований, и Александре удалось создать эффективную технологию получения из коксовой пыли сорбента. Он хорошо очищает почву, воду и воздух от органических примесей, поэтому полученный сорбент можно использовать на очистных сооружениях предприятий, чтобы поглощать загрязняющие вещества. В этом году исследовательница дорабатывала свою технологию и в ближайшее время собирается ее запатентовать. Работа ведется в лабораториях «Кванториума» и Липецкого государственного технического университета.
Будни девушки наполнены любимым делом: после уроков школьница обычно посещает дополнительные занятия по химии или занимается исследованиями для новых проектов. Еще одно увлечение девушки – пение, им Александра профессионально занимается с первого класса.
«Совмещать увлечения и учебу бывает иногда сложно, времени на все не хватает, но мне помогает планирование. Если хотя бы на неделю расписать задачи и дела, то все можно успешно комбинировать», – делится школьница.
Принять вызов
В Образовательном центре «Сириус» Александра первый раз оказалась в 2018 году. Исследовательница вышла в финал Всероссийского конкурса научно-технологических проектов и приехала на программу «Большие вызовы». Девушка тепло вспоминает поездку: дружная атмосфера, заботливые кураторы и интересные лекции сделали ее более открытым человеком и подтолкнули к новым достижениям. Три раза она попадала в число лучших участников конкурса среди тысяч школьников из всех регионов – это большое достижение.
«Я каждый год с нетерпением жду программу “Большие вызовы”. “Сириус” дает возможность поработать на профессиональном оборудовании, познакомиться со многими известными учеными и специалистами-инноваторами. С экспертами можно общаться и дальше, вне программы, просить совета, рассказывать о своих исследованиях. Так ты получаешь новые знания даже вне Образовательного центра», – говорит Александра Андриянцева.
На своей первой программе девушка выбрала направление «Агропромышленные и биотехнологии», где участвовала в создании «умной теплицы» для выращивания микрозелени. В прошлом году на направлении «Нанотехнологии» вместе со своей научной группой Александра разработала систему защиты ветрогенераторов от обледенения. Суть технологии в обогреве лопастей с помощью специальной токопроводящей краски. В ее составе наноразмерные частицы углерода, которые улучшают электропроводность. В конце программы школьники провели патентный поиск, выбрали прототип технического решения и формулу своего изобретения, чтобы запатентовать его.
Этой осенью девушка вновь стала участницей направления «Нанотехнологии». В своей команде она создала тест-систему, которая определяет есть ли в составе продуктов токсичные вещества, в первую очередь антибиотики тетрациклинового ряда.
«Мы сделали нашу разработку максимально простой, чтобы ей мог пользоваться любой. Ведь такой экспресс-анализ пригодится всем, кто хочет проверить качество продуктов», – объясняет Александра.
Кроме сенсорных оптических систем школьники разработали эффективные катализаторы для ликвидации последствий техногенных катастроф.
Исследовательница отмечает, что на «Больших вызовах» ребята решают сложные практические задачи, знакомятся с методами на уровне университетской программы, учатся работать на профессиональном оборудовании, которого нет в школах: «Сканирующая зондовая микроскопия, атомно-силовой микроскоп, спектрофотометр ‒ все это дает нам, школьникам, возможность получить необходимые для будущей работы навыки». Девушка решила, что и дальше хочет заниматься химическими исследованиями, поэтому планирует в 2021 году поступать в РХТУ имени Д. И. Менделеева, в ИТМО или в МГУ.
«В будущем я хочу работать в сфере химической промышленности, например, в фармацевтической компании. За три поездки в “Сириус” я общалась со многими профессионалами в этой области, с которыми можно проконсультироваться по поводу работы, – делится планами Александра Андриянцева. – И, конечно, очень хочу приехать в “Сириус” снова. И не раз. Для начала лаборантом, потом куратором, а главная цель – приехать в Образовательный центр в качестве эксперта или научного руководителя».
И у девушки обязательно будет такая возможность. Всех участников программы «Большие вызовы» включают в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности. Благодаря этому они могут участвовать в мероприятиях Фонда «Талант и успех» и региональных центров, созданных по модели «Сириуса». В дальнейшем, при поступлении в университеты на бюджетное отделение, молодые таланты получают право претендовать на гранты президента РФ, стажировки и дополнительное обучение от технологических партнеров центра.
Текст подготовила студентка СПбГУ, Маргарита Воротникова