Систему автоматической сортировки и беспилотной доставки грузов придумали участники научно-технологической программы «Большие вызовы» в «Сириусе». Школьники собрали конвейерную ленту, обучили нейросеть и запрограммировали робота-доставщика. Работа ведется на направлении «Беспилотный транспорт и логистические системы».
Реализованный проект выглядит так: упакованные товары поступают на сортировочную ленту, где обученный алгоритм идентифицирует их с помощью машинного зрения и сортирует по наиболее удобным маршрутам для доставки. Далее информация о товаре передается на беспилотник, который отвозит товар по нужному адресу.
«Изначально проекты задумывались как отдельные: конвейерная лента для сортировки товаров и робот-доставщик. Со стороны «Сириуса» поступило предложение объединить силы, и в результате получилась такая коллаборация», – объясняет один из руководителей проекта, инженер-программист компании «3В Сервис» Алексей Антоненко.
К появлению идеи проекта авторов подтолкнули экономические условия: рост объемов доставки товаров из-за пандемии и дефицит кадров в этой сфере. Проект школьников отличается от подобных тем, что система полностью исключает мониторинг ситуации человеком.
«Беспилотниками занимаются коллеги в разных странах. Сейчас автономные транспортные средства не могут передвигаться без присутствия инженера-испытателя, но мечтают о них все. Когда законодательные ограничения снимут, мы уже должны быть готовы», – рассуждает второй руководитель проекта, старший преподаватель Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Егор Темиргалиев.
Школьники-разработчики сортировочной ленты изучили основы моделирования и на примере конвейера познакомились с процессом создания массового продукта, готового к применению на многих предприятиях. Система управления конвейером находится на операторском пульте на компьютере, где отображаются номера коробок с товарами и очередность их отправки получателю.
«Самым интересным в проекте для меня был сам конвейер. Я делал чертежи, вырезал детали на резаке, склеивал их, работал с дрелью и шкифами. Мне кажется, созданный нами макет вполне можно реализовать в крупных масштабах», – говорит участник проекта, ученик 8-го класса из Волгограда Арсений Приходьков. Арсений попал на «Большие вызовы» с проектом беспилотного судна на воздушной подушке для речных перевозок.
Другая часть команды работает над созданием робота-доставщика, который должен считать информацию об адресе и сроке доставки и отвезти товар по нужному маршруту.
«Ребята рассчитывают движение робота в различных направлениях, его ориентацию по датчикам света, гироскопу – то есть изучают различные условия, в которые объективно может попасть робот. Нам важно, чтобы дрон распознавал перед собой объекты, препятствия и следовал заданному маршруту», – объясняет один из руководителей проекта, педагог Инженерно-технологической школы №777 Санкт-Петербурга Артур Тян.
Школьники полностью проработали теоретическую часть проекта: пошагово расписали план работы, составили чертежи объектов. Ребятам предстоит доработать беспилотник и конвейер и отладить механизм на практике. Готовую логистическую систему сортировки и доставки товаров школьники представят на фестивале проектов программы «Большие вызовы».
Анастасия Ковалева, Высшая школа экономики