help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Юлия Булгатова, студентка Института новых материалов и нанотехнологий университета «МИСиС», в Образовательном центре «Сириус» в десятый раз. 

Она училась на программе «Литературное творчество», в 2018 году приезжала на научно технологическую программу «Большие вызовы», в студенчестве дважды участвовала в саммите молодых ученых и инженеров, выступала на конференции «Путь к успеху» и была ментором на на российско-индийской школе «Большие вызовы в сфере устойчивого развития». В этом году Юлия проходила стажировку на научно- технологической программе «Большие вызовы», помогала в работе лаборатории ресурсного центра университета «Сириус».

Мы поговорили с Юлией о том, каково оказаться в «Сириусе» в десятый раз, почему важно сохранять связь с образовательным центром и чем отличаются «Большие вызовы» 2018 года от нынешнего. 

– Расскажи, как ты впервые попала в «Сириус».

– В восьмом классе на олимпиаде Максвелла мне не хватило буквально одного балла, чтобы пройти в «Сириус», и это стало челленджем: «В смысле? Меня куда-то не взяли? Надо пройти!». Тогда я занималась не только физикой, но и литературой, экономикой, обществознанием, у меня были разнопрофильные интересы. Первой программой в «Сириусе» стало «Литературное творчество» в 2017 году. «Сириус» меня вдохновил, появились первые друзья отсюда.

– А когда ты поняла, чем точно хочешь заниматься, куда поступать, будучи таким разносторонним ребенком? 

– После литературной программы я решила, что в жизни надо что-то менять, и с десятого по одиннадцатый класс училась в классе физики при институте прикладной физики РАН. У меня были коллоквиумы, сессии, лекции, возможность прогуливать, в общем, – полноценная студенческая жизнь. Там же я начала заниматься научной деятельностью, и в 2018 году поехала на международную конференцию Intel ISEF в США с проектом «How to improve the quality of a laser beam by homogenization» – проблема однородного распределения интенсивности лазерного излучения и устройство для ее решения.

Тогда я уже знала, что в «Сириусе» на «Больших вызовах» есть похожее направление, в котором можно будет развиваться в будущем. В 2018 году подала заявку на направление «Новые материалы», где познакомилась с МИСиС в целом и с людьми, которые сильно повлияли на решение поступать именно в этот университет: со своим научным руководителем и заведующим кафедрой. 

После я снова была на литературной программе, после которой точно определилась, что хочу делать. Выбирала между экономикой и физикой, в итоге поступила на «Наноматериалы».

– Как помогли тебе в учебе и жизни знания, которые ты получила на «Больших вызовах»?

– На втором курсе у нас была физическая химия: нам давали электрохимические источники тока, рассказывали про двойной электрический слой и прочее. Мне еще в «Сириусе» объяснили доступным языком, как это работает. «Сириус» дает хорошее базовое понимание. В университете ты наращиваешь на все это слои теории, углубляешься в тему, но когда уже есть уже понимание – становится намного проще. 

– Над каким проектом ты работала в 2018 году? Объясни кратко, в чем его важность, что вы делали и что получилось в итоге? 

– В 2018 году мы занимались проектом, частично связанным с энергетикой. Сейчас актуальна проблема создания новых систем накопления энергии, в том числе и суперконденсаторов: они нужны, когда требуется принять большой импульс энергии, сохранить ее или быстро отдать. Суперконденсаторы можно использовать в электромобилях, системах торможения, например. 

Нам нужно было получить высокопористый углеродный материал и создать на его основе электроды для суперконденсаторов. Одной из ключевых задач было найти сырье, которое не только подходило бы по физико-химическим характеристикам, но и открывало возможности для отечественного производства. Мы предложили использовать отходы текстильной промышленности –  хлопковый пух. Это еще и экологично. Знаю, что в лаборатории использовали наши наработки в более сложных исследованиях. 

Из проектов школьников можно вытащить много прикладных методов. Я бы сама хотела вернуться в «Сириус» с научным проектом и поработать с ребятами, потому что иногда появляются какие-то неожиданные идеи. 

– Какие отличия программы «Больших вызовов» 2018 года от 2021-го ты заметила? 

– Дистанционное открытие (смеется). Пандемия наложила отпечаток почти на всю деятельность, даже на то, в каких командах ребята работают: сейчас в них по шесть человек, а у нас было по десять. Мелкие организационные моменты, которые кажутся незначительными, на самом деле влияют на работоспособность. Например, появление формата предзащит и более тесного взаимодействия с другими направлениями – видно, что над программой идет большая работа. 

То, что объединяет и 2018 год, и нынешний – ребята мотивированы на развитие, ценят возможности, которые им предоставляются в «Сириусе», находят друзей и единомышленников, и видно, как у них горят глаза. 

– В этом году на «Больших вызовах» ты проводила открытие, расскажи о том, каково это делать в дистанционном формате.

– «Сириус» часто ставит перед тобой новые и неожиданные задачи. Для меня было огромным вызовом провести открытие в дистанционном формате. Ты стоишь в пустом зале, слышишь свой голос в микрофон, волнуешься...  Открытие – это важный момент на каждой программе, который задает настроение на следующие три недели и вдохновляет работать лучше. У меня появилась возможность быть к этому причастной.

– В чем состоит твоя работа сейчас? Ты делишься опытом, помогаешь ребятам с проектами? 

– В один из дней я веду тренинг, в другой день слушаю презентации, в третий меня спрашивают, как работать с микроскопом. У ребят иногда возникают вопросы, которые они стесняются задать преподавателю – вдруг подумает, что они невнимательно его слушали, поэтому стажерам задавать такие вопросы легче. Многие спрашивают про поступление, про студенчество, о том, как развиваться и поддерживать связь с «Сириусом». Иногда приходится с нуля рассказывать про Научно-технологический Университет «Сириус» и его исследования, хотя даже на открытии это освещалось. Наверное, это связано с тем, что «Сириус» динамично развивается, даже те, кто постоянно приезжает сюда, знают не обо всех возможностях. 

– В каком проекте этого года ты хотела поучаствовать, если бы приехала сюда школьницей? 

– Наверное, все проекты направления «Новые материалы», мне было бы тяжело выбирать. Очень понравился проект про синтез биополимеров, про органические солнечные батареи. Может быть, я бы выбрала биомиметические материалы или материалы-невидимки. 

– После «Больших вызовов» ты дважды участвовала в российско-индийской программе. Расскажи об этом опыте, пожалуйста.

–  Я участвовала в Indo-Russian Boot-Camp, который проходил в Индии, IIT Delhi, где индийские школьники вместе с российскими ребятами, преимущественно с «Больших вызовов», занимались передовыми исследованиями. В сжатом формате за пять дней мы создавали проекты, а в конце показали их российскому президенту Владимиру Путину и индийскому премьеру-министру Моди. Это удивительный опыт, когда ты общаешься на английском языке, создаешь научные проекты на совсем другом оборудовании. 

На первом курсе я стала ментором на  российско-индийской проектной школе «Большие вызовы в сфере устойчивого развития». Я занималась интеграцией ребят в команде, готовила их к презентации, отвечала за создание атмосферы в команде, чтобы никто не конфликтовал. Самым тяжелым для меня было объяснить девочке-восьмикласснице на английском, что такое термоядерный синтез. Вот это я понимаю – вызов. 

– Почему школьникам стоит стремиться в «Сириус», и в чем уникальность «Больших вызовов» для тебя?

– «Большие вызовы» – это установка на то, как ты должен работать потом в жизни продолжать создавать проекты, исследовать, развиваться. 

«Практика решает» – моя любимая фраза на всех тренингах. Нельзя получить релевантный опыт, сидя над учебниками. Ты должен применять свои знания, чтобы получить действительно что-то ценное для личностного развития. «Сириус» развивается быстрее других организаций, у него нет аналогов, он действительно уникален и определяет вектор развития для всей страны. Думаю, возможность побывать в «Сириусе» может кардинально поменять жизнь человека и в полной мере раскрыть его потенциал. 

Екатерина Уварова, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!