Новый учебный год для первокурсников Московского государственного хореографического училища имени Л.М. Лавровского (МГХУ) на сентябрьской смене в «Сириусе» начался с серии мастер-классов преподавателя кафедры классического и дуэтного танца Московской государственной академии хореографии (МГАХ) Георгия Константиновича Гусева.
Дуэтный танец - новая для ребят дисциплина. Этот вид классического танца традиционно появляется в программе обучения только на первом курсе хореографического училища, подразумевая, что к возрасту 16-17 лет танцовщики и балерины физиологически и эмоционально созревают для парного исполнения.
- На определённом этапе образовательного процесса становится недостаточно заниматься только классическим танцем и репертуаром. Возникает необходимость обучения и другим дисциплинам балетной программы, таким как актерское мастерство, дуэтно-классический танец, - объясняет педагог-хореограф Георгий Константинович Гусев. – Мастер-классы – это практически-теоретические занятия, где через ноги, через руки, через мышцы постигается техника. Азы академического преподавания «дуэта» закладывают основы взаимоотношений партнеров друг с другом, начиная с элементарных программных движений, первых технических элементов и заканчивая настоящими сложными поддержками из дуэтов современных и классических балетов.
В Образовательный центр «Сириус» группа учеников Московского государственного хореографического училища имени Л.М. Лавровского (МГХУ) приехала с XVIII Фестиваля российского искусства в Каннах, где воспитанники заслуженной артистки России Людмилы Викторовны Денисовой, преподавателя классического танца и мастерства актера МГХУ, и педагога мужского класса Александра Николаевича Пушкарёва в заключительный день Фестиваля давали одноактный балет «Времена года» на музыку Вивальди и концертную программу «Дивертисмент», включавшую номера разных танцевальных стилей: от классического и народного танца до современной хореографии.
Французы аплодировали юным дарованиям стоя, по выражению Людмилы Викторовны, «ребята достойно представили школу русского балета и защитили честь страны». Сегодня 14 воспитанников МГХУ – 7 юношей и 7 девушек – вместе с педагогами присутствуют на классе преподавателя Московской государственной академии хореографии Г.К. Гусева.
- Все ребята учатся на первом курсе и впервые встречаются с дуэтно-классическим танцем. Это совпадение, но очень удачное, потому что педагог, дающий мастер-класс, преподаёт материал более развернуто и детально. Георгий Константинович начал класс с большой вводной части упражнений и диагоналей, полезных тем, что с их помощью можно убрать лишние зажимы у танцовщиков, стоящих в паре. В училище этого даже нет в программе. Я думаю, ребята будут долго вспоминать, как у них в «Сириусе» состоялось введение в эту сложнейшую дисциплину, которая будет с ними всю их профессиональную жизнь.
Первокурсницы Надежда Лаврова и Таисия Замула мечтают о профессиональной балетной карьере, рассчитывая через три года, по окончании хореографического училища, поступить на работу в театр. Девочки говорят о том, что к занятиям дуэтом они шли все 5 лет обучения: кроме усталости и восхищения, новая дисциплина показалась балеринам «сложной физически и эмоционально».
- Для меня было важно почувствовать эту тонкую грань отношений с партнером, - делится впечатлениями Надежда Лаврова. - Понять, что мальчик в паре главный, так как он поддерживает девушку, помогает ей, дает темп для пируэтов, но при этом разобраться, что в это время должна делать девушка.
Юные балерины соглашаются, что без эмоциональной составляющей в дуэтном искусстве нельзя.
- Все начинания даются нелегко, как и все новое, дуэт требует большого старания и усердия, - поддерживает сокурсницу Таисия Замула. – Мне очень понравилось на занятиях мастера, потому что педагог объяснял, что не надо бояться ошибок, поэтому мы не зажимались, а именно думали о правильности выполнения заданий.
Это только в понимании обывателя дуэт – это партерные и высокие поддержки, в искусстве танца дуэт прежде всего подразумевает диалог партнёров, даже если партнер и партнерша не прикасаются друг к другу, как персонажи Фархад и Ширин из балета Григоровича «Легенда о любви». Па-де-де, то есть «танец двоих» – это тоже дуэт, где сольные вариации танцовщиков, по словам Георгия Гусева, являются часть развернутого дуэтного танца.
Значение дуэтов в балетных спектаклях трудно переоценить, что доказали великие дуэтные пары: Васильев и Максимова, Ковтун и Таякина, Лавровский и Бессмертнова, Сергеев Дудинская, Владимиров и Сорокина – ставшие гордостью русской балетной школы и примером для подражания молодого поколения танцовщиков.