Plié, jeté, rond de jambe par terre – юные танцовщики продолжают готовиться к грандиозному Гала-концерту. Занятия для будущих артистов балета проводят лучшие педагоги России, в числе которых и преподаватель Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой Светлана Иванова. Она рассказала, из чего состоит занятие по классическому танцу и что такое экзерсис.
Балетный поклон преподавателю и концертмейстеру – общепризнанная традиция, без которой не проходит ни один урок по классическому танцу. «Сириус» не исключение: девушки подходят к станку или палке, как принято говорить в балете, выполняют поклон, и урок начинается.
Любое занятие строится по принципу «от простого к сложному»: сначала разогрев, а потом более сложные элементы. Урок начинается с выполнения экзерсиса – базовых элементов в балете, на которых строятся вариации.
«Освоение экзерсиса строится на постановке корпуса, правильного положения рук, ног, головы. В дальнейшем идет развитие программы: повороты корпуса, головы, рук, pirouette, tour lent и многое другое. С каждым годом программа усложняется, но экзерсис не меняется, это основа», – рассказала педагог.
В «Сириусе» Светлана Валентиновна ведет занятия у девушек 13-14 лет, это примерно 3-4 класс в балетных школах. Процесс обучения – очень важный период для будущего артиста балета, так как программа с каждым годом усложняется и требования повышаются. При этом экзерсис именно у палки – неотъемлемая часть урока и для учеников, и для артистов балета. Светлана Валентиновна объясняет, что такой подход помогает правильно стоять на опорной ноге и зафиксировать верное положение корпуса. По словам преподавателя, у рук и ног есть только один четкий путь, и у начинающих танцовщиков за время учебы должна выработаться память мышц, тела.
Светлана Валентиновна подчеркивает, что только осознанная работа помогает ощутить, как тело двигается: где голова, где рука. Повторение одних и тех же элементов вырабатывает необходимые в балете навыки и четкость движений, а также приводит к танцевальности. Таким образом, тановщики добиваются плавности и мягкости. В дальнейшем это помогает выполнять экзерсис в зафиксированном положении без опоры.
Под музыкальное сопровождение концертмейстера юные артисты балета начинают выполнять экзерсис:
1. Plié – медленное приседание на двух ногах в разных балетных позициях. Движение разрабатывает ахилловое сухожилие, укрепляет бедра и помогает добиться правильной выворотности, вырабатывает силу ног. Во время plié развивается умение фиксировать корпус. Элемент используется во многих балетных движениях и прыжках.
2. Battement tendu – движение по полу стопой одной ноги до вытянутого положения в заданном направлении при закрепленном положении опорной ноги. При выполнении этого движения вес тела переносится с двух ног на одну.
3. Battement jeté – движение с броском одной ноги на заданный уровень. Она максимально напряжена: происходит резкое открытие и закрытие ноги. Как говорила Агриппина Ваганова, «стальной носок». Сейчас классический танец пошел вперед и происходит сочетание острых и мягких движений, поэтому важно уметь управлять своими ногами, легко переключаться между двумя состояниями. Нужно помнить, что при выполнении этого движения, как и других в эксзерсисе, корпус и опорная нога остаются неподвижными.
4. Rond de jambe par terre – круговое движение, выполняемое носком по полу. Двигаться должна только нога, и сложность состоит в зафиксированном корпусе, а также непрерывном и плавном движении ноги. Важно так управлять работающей ногой, чтобы корпус оставался неподвижным.
5. Battement fondu – тающее движение: мягкое сгибание и разгибание двух ног на одной. Сложное движение для детей и по координации, и по силе ног. Оно вырабатывает их силу, при этом бедра находятся на опорной ноге.
6. En l'air – движение нижней части ноги, сгибание и разгибание только от колена, при этом верх ноги закреплен на уровне 45 градусов. Бедро опорной ноги закреплено.
7. Petit battement – движение нижней части одной ноги у щиколотки другой.
8. Battement frappé – активное движение низом одной ноги вокруг щиколотки опорной в заданном направлении.
9. Battement relève lent – медленный подъем прямой ноги на уровень 90 градусов и удержание во всех направлениях.
10. Grand battement – активный бросок работающей ноги на уровень 90 градусов. Важно сохранить сильной опорную сторону.
Сначала все эти элементы ученики выполняют в чистом виде, а потом происходит усложнение программы: добавляется подъем на полупальцы, полуповороты от палки к палке, целый поворот, переходы с ноги на ногу, разрабатывается координация.
После выполнения экзерсиса ученики выходят на середину балетного зала и проделывают основные элементы. Светлана Валентиновна ставит перед ними задачу – сохранить правильное положение корпуса, головы, рук и ног, но уже без опоры.
«Необходимо не просто выполнить движение, а приложить усилия. Тело должно быть настолько натренировано, чтобы просто не получалось двигаться неправильно. На уроках мы, педагоги, помогаем довести движения до совершенства», – рассказала педагог.
Перед выполнением каждого элемента Светлана Валентиновна показывает и объясняет на собственном примере, как сделать его правильно. Проверять себя ее воспитанницам помогает зеркало – неотъемлемая часть танцевального класса. Оно дает возможность девушкам увидеть и исправить свои ошибки.
При этом Светлана Валентиновна отмечает, что важно использовать зеркало только для проверки себя. В балете распространено выражение «держаться за зеркало» – перенос внимания танцовщика с себя на отражение в зеркале. По словам педагога, многие дети не могут сконцентрироваться на выполнении движения, на своих ощущениях – им для этого необходимо зеркало. Такая привычка или даже зависимость в дальнейшем мешает правильно выполнять балетные элементы, а потом и танцевать на сцене.
После выполнения экзерсиса на середине зала ученицы приступают к прыжкам: сначала маленькие, потом средние и большие. Из-за технической сложности некоторых элементов в прыжках Светлана Валентиновна объясняет девушкам, как важно закрепить нужное положение корпуса, правильно выполнять plié. Обратная ситуация приводит к травмам.
После ученицы надевают пуанты, выходят в центр зала и снова выполняют некоторые элементы экзерсиса: relève на двух ногах, затем на одной, plié и другие. Во время занятия Светлана Валентиновна обращает внимание на то, что в пуантах необходимо правильно переносить бедра с одной ноги на другую, сохранять крепкий голеностопный сустав. Ведь правильное исполнение элементов – это и есть красота классического танца. Как отметила педагог, танцевальные элементы в основном одинаковые и усложняются только за счет добавления новых приемов.
Финал урока зависит от года обучения, ведь со временем программа усложняется. Занятие может закончиться каскадом прыжков, вращением на одном месте, по диагонали или по кругу и так далее. Но неизменным остается балетный поклон. В конце урока ученицы обязательно выходят на середину и выполняют поклон в качестве благодарности и жеста уважения педагогу и концертмейстеру.