Школьники Образовательного центра «Сириус» во время научно-технологической программы «Большие вызовы» разработали веб-интерфейс, который по анализам сможет подсказать врачу вероятность того или иного заболевания. Сейчас цифровой помощник направлен на определение отклонений, связанных с сердечно-сосудистой системой. Работа велась в рамках направления «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение».
Сердечно-сосудистые заболевания остаются одной из главных причин смерти людей во всем мире. Именно поэтому одной из первостепенных задач является своевременная диагностика и постановка точного диагноза.
В этом деле на помощь врачу может прийти искусственный интеллект, который подскажет, на что нужно обратить внимание в первую очередь. Над этим вопросом и работали участники проекта «Разработка интеллектуального помощника в комплексной расшифровке медицинских анализов».
Школьники работали над проектом совместно с федеральной сетью клиник России ГК «МЕДСИ». Разработка поможет ускорить процесс выявления заболевания по анализам и повысит точность заключения врача.
«Мы выявили, что некоторые диагнозы, поставленные врачами, не всегда бывают корректны. И хотим помочь медикам сделать их работу по постановке диагноза быстрее и точнее, а также уберечь пациентов от самолечения», – рассказывает о проекте одна из участниц команды, школьница из Воронежа Софья Любимова.
По задумке, врач сможет загружать в систему результаты анализов пациента, система их оперативно проанализирует и систематизирует, после чего выдаст список вероятных диагнозов, которые наиболее соответствуют результатам анализов каждого конкретного пациента.
«Анализ должен занимать буквально несколько секунд, и у врача появляются предполагаемые диагнозы. Для каждого из них показана процентная вероятность проявления заболевания в конкретном случае. Также врач может запросить у системы подробную информацию, и она выдаст ему подсказку, почему предложен именно этот диагноз», – уточняет детали проекта участница программы «Большие вызовы», школьница из Воронежа Мария Любимова.
Работа над цифровым помощником для врачей выстраивалась поэтапно. Сначала ребята знакомились с особенностями взаимодействия в проектной группе, подробно расписали детали идеи, а после сделали коробочный продукт на пересечении бизнеса и науки.
«Мы изначально договорились с ребятами, что они будут проживать себя в разных ролях от разработчиков до проджект-менеджеров. При этом они искали решение важной академической задачи и одновременно решали вопросы бизнеса. Мы изначально договорились, что каждый будет погружен во все сегменты работы.Участники выделили основную идею проекта и уже на первой неделе работали над дизайном и функционалом системы. На второй – ребята прослушали практико-ориентированные лекции и провели анализ большого датасета. После этого начали запаковывать все в коробочное решение», – поясняет руководитель проектов ГК «Медси» Елена Андресюк.
При разработке веб-интерфейса важной частью стала обработка датасета – строк с реальными анализами и диагнозами из базы сети клиник и медицинских центров «Медси». На основе этих данных и обучалась созданная модель.
«Мы обработали в итоге более 10 миллионов результатов анализов и данные около 170 тысяч пациентов, чтобы собрать медицинский датасет. Он представляет из себя много строк, в каждой из которых находится информация по определенному показателю пациента. При этом мы подразделяли все данные на 10 групп, связанных с медицинской классификацией», – рассказывает одна из участниц программы «Большие вызовы», школьница из Темкино Смоленской области Анастасия Дедкова.
За время программы ребята познакомились со спецификой работы дата-инженеров и проджект-менеджеров. Их наставники отметили, что участникам эти навыки пригодятся при устройстве на стажировку или работу.
На защите участники проекта «Разработка интеллектуального помощника в комплексной расшифровке медицинских анализов» представили веб-интерфейс, который по анализам подбирает диагнозы и показывает, какова вероятность проявления того или иного заболевания у конкретного пациента. Школьники рассчитывают, что смогут доработать программу совместно с компанией-партнером и в будущем внедрить систему в промышленно-индустриальную сферу.
В 2022 году научно-технологическая проектная программа «Большие вызовы» проходила в «Сириусе» в седьмой раз. Участники работали над проектами по 13 направлениям. Подробнее – на сайте https://bigchallenges.ru/