help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Каждый месяц более 40 юных музыкантов из разных регионов России приезжают в Образовательный центр «Сириус» на интенсивный курс по музыкально-исполнительскому искусству, который длится 24 дня. Как проходят занятия по специальности, зачем исполнителям мастер-классы по актерскому мастерству и почему каждый должен побывать в «Сириусе», рассказала одна из участниц мастер-классов по фаготу на августовской программе Варвара Шперлинг из Калининграда.

Впервые об Образовательном центре «Сириус» я узнала от моего педагога в седьмом классе. Он сказал: «Варь, давай попробуем подать заявку, мало ли, вдруг получится». Когда я приехала, то сразу поняла: это просто потрясающее место. «Сириус» очень многое дает музыкантам. Благодаря подходу педагогов появляется стимул работать больше. А сжатые сроки мотивируют выкладываться по полной: концерты начинаются уже через 10 дней после приезда, и надо все успеть сделать. Каждый день нам дают разбирать новые произведения, и темп работы не снижается. У меня работоспособность увеличивается в два раза.
 
Сейчас я приехала в «Сириус» во второй раз, хотя участвовала в трех программах. В 2019 году я подала заявку на программу, которая выпала на время карантина из-за COVID-19. Но ее не отменили, а перенесли в онлайн-формат, поэтому со мной ежедневно занимался педагог по специальности дистанционно. Мы созванивались по Skype и занимались по 45 минут - полноценный урок, все проходило так же, как и сейчас.
 
Единственное, чего не дают заочные программы, – общения с ребятами. В этот раз я приехала в «Сириус» поздно вечером и ни с кем познакомиться не успела, но уже утром мы с ребятами из моей группы сидели за завтраком и общались как друзья, которые знают друг друга много лет. Здесь знакомство происходит очень быстро и легко. Мы связаны одним интересом, общей темой, готовы дискутировать и обсуждать что-то. Думаю, мы схожи по мышлению и целям, причем не только с ребятами с программ искусства, но и с других направлений. 

В «Сириусе» у музыкантов особое расписание: каждый работает по индивидуальному графику. Например, я утром и вечером занимаюсь по три часа самостоятельно, а в промежутке хожу на уроки по специальности – это индивидуальные занятия с педагогом и концертмейстером. Также в расписании есть занятия только с концертмейстером: мы проходим все моменты, которые надо проиграть с фортепиано, повторить перед концертом. Есть и занятия в ансамбле, когда собираются музыканты с одним и тем же инструментом и играют вместе. Кроме специальности, у нас есть мастер-классы по композиции и актерскому мастерству.
 
На индивидуальных занятиях я занимаюсь со Станиславом Александровичем Катениным, заведующим кафедрой деревянных духовых инструментов Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства. Когда я прихожу, то сразу начинаю играть программу. Мы проходим ее полностью, а дальше он вносит правки: где-то надо что-то исправить по штрихам, динамике, музыке. Когда все исправили, проходим еще раз. И так каждое произведение, которое у меня есть. При этом на занятиях всегда очень теплая атмосфера, где есть место и шуткам, и обсуждениям планов.  

Мне повезло: Станислав Александрович часто приезжает в Калининград и дает мастер-классы для юных музыкантов, поэтому я уже хорошо его знаю. Но от смены обстановки и работы с другим педагогом все равно получаешь невероятные впечатления. У каждого преподавателя свой взгляд, и интересно каждого послушать, сыграть так, как он говорит тебе.
 
А еще мне очень понравились мастер-классы по актерскому мастерству: нам рассказывали, как не волноваться перед сценой. В течение недели мы собирались группами по 12 человек и играли в разные игры. Они, конечно, не избавляют от боязни сцены, но помогают с ней бороться. Так, например, мы медитировали: лежали на полу с закрытыми глазами и представляли то, что говорила педагог Алиса Ахмедиевна Иванова. Или играли в «Мафию», когда подмигиваешь одним глазом, «убиваешь» человека, а потом делаешь вид, что это вообще не ты. 

Еще Алиса Ахмедиевна научила нас хорошему приему при поклоне. Оказывается, нужно собирать всех зрителей взглядом, чтобы они обратили на тебя внимание, и только тогда поклониться. И так несколько раз. Важно именно кланяться, а не приседать, потому что это принято в хореографии.

Любую программу по музыкально-исполнительскому искусству можно условно разделить на две части: подготовка к концерту по специальности и к концерту собственных сочинений. С первой обычно проблем нет: репертуар мы готовим с педагогом еще дома, а в «Сириусе» остается только подшлифовать детали. На этой программе я играю первую часть Концерта для фагота Иоганна Непомука Гуммеля. Там десять минут игры, и как только я с ним закончу, начну подготовку к концерту собственных сочинений. 

Обычно я музыку не пишу. Иногда эмоции вдохновляют сыграть что-нибудь свое, но это зависит от настроения. Но в «Сириусе» нет времени на раскачку: на подготовку своего произведения к концерту по композиции дается всего лишь неделя. Можно написать музыку как самому, так и вместе с ребятами. Это здорово, потому что мы сидим вместе, предлагаем разные варианты ритмов, темпов, нот. А потом: «Давай вот это вставим?» Когда мы приносим произведение преподавателю по композиции Игорю Ефимовичу Рогалеву, он нас корректирует, говорит, что и где нужно доработать, исправить, переписать. И так мы продолжаем работать над произведением до самого выступления.
 
Музыкантам нужно приезжать в «Сириус», потому что здесь ты перенимаешь опыт от именитых педагогов и крутых ребят вокруг тебя. Ты слушаешь своих ровесников, думаешь: «Мне тоже надо сделать, как у него». При этом все равномерно распределено: и отдых, и занятия. Да, иногда устаешь, когда очень много заданий и занятий, но это того стоит.

В «Сириусе» все ощущается по-другому. Ты хочешь показать себя с лучшей стороны, выложиться на максимум, чтобы тебя оценили по достоинству. 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!