help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Как видят работу мастера зрители? О чем должна рассказать картина и как раскрыть мысль автора на холсте? Художник должен не просто написать картину, но и рассказать зрителям, что он хотел через нее показать. Так считают методист научно-просветительного отдела Эрмитажа Марина Чекмарева и директор по маркетингу Музея железных дорог России Елена Королькова. Специалисты уверены, что про искусство нужно писать и говорить, и делать это правильно и интересно. Этому мастерству они посвятили курс занятий «Искусство и коммуникация» в Образовательном центре «Сириус». 

Художник должен говорить

Программа по масляной живописи проходит в «Сириусе» впервые. Автор программы Анастасия Николаева решила дополнить мастер-классы художников и ввела новый модуль – мини-курс «Искусство и коммуникация», который должен помочь подросткам показать свой талант не только при помощи изображения, но и через текст. 

Разобраться в самопрезентации и тонкостях привлечения новой аудитории школьникам помогали сотрудники петербургских музеев Марина Чекмарева и Елена Королькова. По их словам, многие опытные художники не могут доходчиво рассказать, чему посвящена их картина или какого стиля они придерживаются. Из-за этого, например, во время интервью их посыл непонятен окружающим и кажется запутанным. 

«Коммуникация сегодня – это то, что каждый человек делает везде и всегда. И тот, кто в этом успешен, достигает максимальных высот. Как правило, художникам нет никакого дела до текста, но мы пытаемся донести, что важно уметь рассказать о себе и своем творчестве. Мы считаем, что коммуникация – важный элемент творческой жизни. Целью курса было показать увлекательность и пользу владения навыками разными видами коммуникации», – поделилась Елена Валерьевна. 

«Художники чаще всего немедийные личности. Они творцы, погружены в свой мир и свое творчество, и с миром общаются через визуализацию своих переживаний в картинах. И многие считают, что этого достаточно. Но мы живем в таком мире, где выигрывает тот, кто про себя рассказывает, кто пишет о себе в интернете», – рассказала Марина Александровна.

От слов к делу

Мини-курс включает как теоретические, так и практические занятия. На лекциях ребятам рассказали об особенности текстов про искусство, о структурировании повествования, о том, каких ошибок нужно избегать. Также эксперты обсудили тему изменения роли художника в европейской культуре от святого Луки до современных мастеров, как менялись их место, требования общества и самопрезентация. Эти знания пригодились ребятам на практике. 

В течение пять дней преподаватели раскрывали школьникам секреты самопрезентации и правильной подачи информации как устно – во время выступлений, так и письменно – в аккаунтах соцсетей, блогах, на личных сайтах. Вместе с подростками преподаватели смотрели и анализировали композиции, созданные учениками, обсуждали идею, которую хотел воплотить автор, какие эмоции испытывает зритель и как автор сам себя ощущает. 

Также участники программ выполняли письменные задания. Педагоги просили написать краткую творческую биографию для личного сайта, портфолио или анонса выставки. Тексты зачитывались вслух, чтобы посмотреть на реакцию других ребят, определить места, которые надо доработать. 

«Уже сейчас дети могут создать свой профессиональный аккаунт в соцсетях, и это будет не кто-то абстрактный, а молодой художник со своим стилем, способный продвигать свои работы. Мы не просто учимся или тренируемся – мы даем практические навыки по продвижению себя», – сообщила Елена Валерьевна.

Преподаватели подчеркивают, что они не дают оценку или характеристику работы. Занятия на курсе – не соревнования, кто сдаст текст первым или чей материал лучше. У каждого свой взгляд, стиль, и нужно сохранить его во время рассказе о себе. Такой подход позволяет подросткам раскрыться и вступить в коммуникацию с внешним миром, а не прятаться в своем. 

Вернисаж в «Сириусе»

Итоговой презентацией полученных навыков художников стала выставка работ на тему «Мой вечер», где ребята смогли самостоятельно представить свои композиции. Все работы получились разными и эмоциональными, а дополняющий их рассказ авторов позволил из обычной для «Сириуса» выставки сделать увлекательный и познавательный проект.

«Для нас было важно показать, что иногда тот смысл, который автор вкладывает в произведение, и тот смысл, который считывает аудитория, могут расходиться, для чего и важна коммуникация. Такое недопонимание между художником и его зрителями стало откровением для многих ребят, они увидели необходимость чувствовать собеседника, аудиторию. Дискурс об искусстве оказался очень полезен для молодых художников», – объяснила Марина Александровна.



Понятное искусство 

Елена Валерьевна и Марина Александровна признаются, что пяти дней и двух лекций недостаточно, чтобы основательно закрепить новый опыт у ребят, и необходимо расширить программу и увеличить время занятий. И, возможно, уже в следующем году получится дополнить курс и внедрить его в разные программы направления «Искусство». 

«Было бы замечательно добавить краткий и емкий курс по истории искусств, потому что писать и рассказывать о себе художнику тяжело, если он не погружен в исторический контекст глобально. Но из опыта лет мы понимаем, что для большего результата необходим синтез теоретических и практических подходов», – добавила Елена Валерьевна. 

«В программах школ есть очень ограниченное количество часов на историю искусств. И детям дают только историю, а информация, почему художник это делал, как, зачем и для чего, остается для детей загадкой», – считает Марина Александровна. 

Преподаватели уверены, что курс о коммуникации может быть полезен не только художникам. Важно, чтобы в учебную программу творческих людей – художников, музыкантов, литераторов, танцовщиков и многих других – входили занятия по коммуникации и истории искусств. Именно такая база, по мнению специалистов, поможет наладить связь между обществом и миром искусства, а также поможет начинающим художникам раскрыть себя и свое творчество. 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!