help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Ежемесячно в Образовательный центр «Сириус» приезжают около 200 спортсменов, которые занимаются на профильных программах под руководством выдающихся тренеров и специалистов. Одно из спортивных направлений Центра – шахматы. В этот раз поделиться мастерством приехал российский шахматист, международный мастер, мастер спорта СССР, гроссмейстер Руслан Щербаков.

Топ-7 советов от выдающегося спортсмена о том, как педагогам работать с детьми и вдохновлять их на новые победы.

1. Разбирать партию сразу после завершения

Даже после самых тяжелых и проигранных партий шахматисту надо найти в себе силы сесть и записать, о чем он думал на игре. Спустя время эти мысли очень трудно вспомнить, а именно они самые ценные для дальнейшего прогресса. Важно ведь не просто проанализировать сыгранный матч и найти свои ошибки, а понять, в чем была их причина, чего не хватило спортсмену: он не понимал позиции или плохо просчитал варианты. Все это по итогам игры надо разобрать, чтобы понять, над чем дальше работать.

2. Изучать и понимать

В шахматах наибольшая сложность не в том, чтобы изучить какую-то тему. Труднее потом во время партии сообразить, что ты уже знаком с этой ситуацией, и применить лучший вариант. На занятиях надо не просто запоминать позицию, а понимать, какие идеи, приоритеты в ней существуют, чтобы потом находить наиболее перспективные продолжения и в своих турнирных партиях.

3. Учиться у чемпионов

Молодым спортсменам необходимо регулярно смотреть партии ведущих шахматистов. Особенно те, которые комментируют гроссмейстеры. Очень полезно изучить, как играют чемпионы, и послушать, что мастера думают по поводу развития ситуации на шахматной доске, выбранной стратегии и тактики, интуитивно принятых решений.

4. Заниматься самостоятельно

В истории шахмат не было ни одного спортсмена, который стал гроссмейстером, только лишь посещая занятия в шахматной школе. То, что говорит тренер на занятиях, очень важно, но без самостоятельной работы спортсмену не обойтись. Это может быть простая тренировка, к примеру, изучение какой-либо темы по книге. Можно разбирать позиции на доске. Есть онлайн-шахматы, где можно играть с соперниками разного уровня,  или же в специальных приложениях изучать комбинации и варианты. Самостоятельная подготовка может быть самой разной. Но надо не просто так все подряд изучать. Важно понимать свои недостатки и работать над их устранением, не забывая при этом и совершенствовать свои сильные стороны. Да и на занятиях с тренером можно и нужно быть самостоятельным, не стесняться задавать вопросы, предлагать свои идеи.

5. Ставить верные цели

Цели должны быть достаточно высокими, но все-таки реалистичными. Чемпионами становятся единицы, повторить их путь мало кому дано. Поэтому цель – стать чемпионом – в большинстве случаев нереальна. Но и занижать планку не стоит. Можно стремиться к званию кандидата в мастера спорта, но это должна быть лишь промежуточная ступенька на длинном пути к конечной цели, например, к званию гроссмейстера или международного мастера.

6. Правильно мотивировать

Сравнивать ребенка с другими – не очень хорошая мотивация. Так можно понизить самооценку шахматиста. Лучше, наоборот, повышать самооценку и его уверенность в себе, показывать, что его проблемы на самом деле решаемы. Я часто делаю так: ставлю перед ребятами большую проблему, и, если они не могут ее решить, мы начинаем делить ее на мелкие, разбирать их и шаг за шагом приближаться к решению. Постепенно спортсмены понимают, что в дальнейшем они и сами смогут таким образом решать разные задачи.

7. Развиваться самому

Многие тренеры рассказывают своим подопечным то, что они сами хорошо знают: то есть тренер владеет набором каких-то умений, которые передает своим ученикам. Нужно давать не то, что тренер лучше знает, а то, что ученику нужно знать, чего ему не хватает. Для этого преподавателю надо постоянно работать над собой, совершенствоваться, следить за современными тенденциями, узнавать что-то новое, не останавливаться на наборе определенных знаний, которые он из года в год передает детям. Шахматы же развиваются постоянно, и нам нужно за ними успевать. Не уследил за какими-то направлениями – все, уже отстаешь. Поэтому наставнику необходимо заниматься шахматами еще больше, чем ученикам.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!