Заместитель руководителя судейского учебно-методического центра Управления судейством Федерации хоккея России Милица Ясенецкая часто выступает экспертом-психологом на программах Образовательного центра «Сириус».
В интервью она рассказала о работе с молодыми хоккеистами, как спортсменам справиться с конкуренцией, давлением зрителей и реабилитироваться после травмы.
– Милица Всеволодовна, добрый день. Расскажите, каким был ваш путь в профессию?
– В детстве я мечтала быть врачом, но волей судьбы мое желание не сбылось. Однако профессия, которая была бы максимально ориентирована на людей и отношения между ними, на помощь и поддержку, всегда воодушевляла меня. После окончания философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, обучения в Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, после защиты диссертации и обучения в Италии по программе Мaster Business Finance, я все-таки воспользовалась возможностью получить дополнительное образование в области психологии в родном вузе. Сразу по окончании обучения устроилась на работу в Московскую службу психологической помощи населению по совместительству. Вот уже 20 лет я там работаю. Также с 2005 года я была психологом департамента судейства Российского футбольного союза, позже – психологом департамента судейства Континентальной хоккейной лиги, а с 2016 года я работаю в Федерации хоккея России.
– Почему работа психолога нужна и важна участникам хоккейных программ в Образовательном центре «Сириус»?
– Встреча начинающего хоккеиста с психологом – это диалог, в котором можно задать вопрос, получить ответ, обсудить, подумать и найти в самом себе резерв для улучшения качества спортивного мастерства. Мне кажется, это также работа с более глубокими уровнями сознания личности молодого человека: мотивацией, креативностью, намерениями, жизненной энергией.
– Чем отличается работа со взрослыми хоккеистами и начинающими?
– У взрослого хоккеиста больше практики в спортивной деятельности, он лучше и качественнее владеет собой, поэтому многие вопросы на встрече с психологом ориентированы на анализ прошлого опыта и поиск оптимальных стратегий для будущего. Взаимодействие с юными хоккеистами – это больше обучение необходимым навыкам.
– Какие основные проблемы возникают при работе с молодыми хоккеистами?
– Проблем никаких нет. У молодых игроков есть большое количество задач, решения которых помогут им быть профессионально успешнее. Радует, что они не хранят эти вопросы в себе и не стараются их забыть, а ищут на них ответы. Мне очень приятно, что на встречу с психологом современные ребята идут самостоятельно, без указаний и распоряжений тренеров.
– В любом спорте существует конкуренция. Особенно остро она выражена в подростковом возрасте. Сталкивались ли вы со случаями нездоровой конкуренции? Какие советы давали спортсменам?
– Конкуренция – это спортивное соперничество. В этом случае негатива от нее ждать не следует. Если вы имеете в виду спортивную и человеческую зависть и нездоровую конкуренцию, то антидот в этом случае только один. Научиться не смотреть по сторонам и не сравнивать себя со всеми вокруг, каждый день стараться быть лучше самого себя вчерашнего и иметь образ, к которому стремишься.
– Как подготовить спортсменов к давлению со стороны зрителей?
– Конечно, зрители влияют на хоккеистов, это поддержка с одной стороны и натиск на соперника с другой. Без болельщиков любой спорт потерял бы всякий смысл. Но давление зрителей не должно влиять на профессиональную деятельность хоккеиста: вне зависимости от любых внешних раздражителей следует выполнять свое дело. Необходимо сосредоточиться на матче, на своих задачах и совладать с лишними эмоциями. Если такие навыки хромают, над этим следует поработать дополнительно.
– Насколько тяжелее подростки переносят поражения, нежели взрослые? Как справиться с неудачами и не бросить спорт, не разочароваться в нем?
– Поражения – это часть жизни, иногда мы называем их неудачами, провалами. Часто после таких событий возникают самые разные чувства: вины, обиды, злости, разочарования, стыда, огорчения. В подростковом возрасте копится опыт поражений и встреч с чувствами после них. А что касается разочарования, то, согласно словарю Даля, «человеку суждено почасту разочаровываться, ошибаться и познавать ошибки свои». Не просто расстраиваться и злиться, а учиться принимать поражения, заранее оценить все риски, принять и оказать поддержку друг другу и не попасть в ловушку ложных ожиданий.
– Участники программ «Сириуса» постоянно меняются. Следите ли вы дальше за воспитанниками Центра, оказываете ли им поддержку?
– Конечно. Всем, кто просит, передаю номер своего телефона и всегда отвечаю на сообщения, которые поступают. Вот недавно со мной связался хоккеист, который был в «Сириусе» два года назад. На днях позвонил спортсмен, который участвовал в программе, а теперь уже сам начинающий тренер.
– Спортсменов часто преследуют травмы. Как вы помогаете ребятам справляться с эмоциональными трудностями в период реабилитации?
– Хоккей – спорт настоящих мужчин, и травмы в хоккее имеют место быть. Реабилитация после травмы – трудный и сложный процесс, иногда долгий, поэтому главной целью должна быть помощь в преодолении негативных психологических последствий: устранение страха выступления, снятие внутреннего напряжения, работа с самооценкой, мотивацией и поиск стратегии безопасности и форм защиты от травматизма.
– В хоккее частое явление – драки. Как вы считаете, от этого надо избавиться или это хороший способ выплеснуть эмоции?
– Драки – это другой вид спорта. Эмоции, безусловно, должны быть в спорте, главное – в профессионально приемлемой форме. Текущие правила игры направлены на то, чтобы максимально обеспечить безопасность хоккеистов и позволить раскрыть спортивный потенциал и сохранить здоровье через уважение к сопернику и себе.
– Может ли тренер выполнять роль психолога?
– Тренеру будет совсем нелишним обладать психологическими знаниями и навыками, но смешивать две разные профессии я бы не стала. У тренера и психолога в команде одна цель, но разные задачи. Я за то, чтобы каждый занимался своим делом, помогая друг другу.
Текст подготовила Алена Орлова.