Педагог дополнительного образования Аэрокосмического лицея имени Ю.В. Кондратюка в Новосибирске Наталия Сунцова руководит студией проекта «Уроки настоящего» уже шесть лет – с первых дней появления этого проекта в «Сириусе». За годы работы несколько раз сменился состав студии. Ребята оканчивают школу и продолжают обучение в вузах, а эстафету проектной деятельности принимают новые студийцы. За все эти годы через программу прошли более 70 человек.
Участники проекта не только неоднократно представляли лучшие решения циклов, но и участвовали в многочисленных научных конференциях различного уровня, посетили лаборатории вузов, технопарка, крупнейшие предприятия и научные центры Новосибирска и области, а также предприятия космического профиля Москвы, Королева, космодрома Байконур и Ямало-Ненецкого автономного округа. Педагог поделилась своим опытом организации проектной работы и выстраивания партнерских отношений с крупнейшими технологическими компаниями.
В настоящее время в студии «Уроков настоящего» в Аэрокосмическом лицее работают восемь старшеклассников. Одним из вызовов для ребят стала задача от Курчатовского института в феврале 2023 года. В ходе ее решения школьники изучали методы генной инженерии. Студийцам предстояло с помощью ПЦР-теста провести анализ зараженности зерна твердой головней – болезнью, поражающей колос растения. Чтобы справиться с этой задачей, учащиеся обратились в Новосибирский государственный аграрный университет. Преподаватели пригласили школьников на кафедру защиты растений, где те получили возможность узнать не только оразличных заболеваниях зерновых, но и о том, какие виды выращиваются в регионе и в каких районах Новосибирской области пшеница наиболее подвержена заражению твердой головней.
На следующем шаге консультации по ПЦР-тестированиям для ребят провели специалисты Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук. Они же помогли с проведением исследования. Также помощь оказала магистрант отделения «Биотехнологии» ИТМО, сотрудница одного из научных институтов Санкт-Петербурга Татьяна Земскова – выпускница этого лицея и неоднократная участница образовательных программ «Сириуса».
Это решение по итогам цикла было признано одним из лучших. Эксперты, которые оценивали работы, отметили, что школьники провели последовательную диагностику зараженности зерна с помощью ПЦР-теста.
В 2022 году новосибирские лицеисты представили одно из лучших решений в цикле от компании «Росатом». Школьникам нужно было предложить свои идеи в рамках проекта «Уроки настоящего 3D-моделирования энергетики будущего». Студия Аэрокосмического лицея представила концепцию установки ветрогенератора высотой 165 метров на горе Ай-Петри в Крыму. При этом ребята обратились к труду Юрия Васильевича Кондратюка. Даже спустя почти сто лет решение гениального инженера остается актуальным и востребованным. Участники обосновали применение ветроэнергостанции для туристического комплекса и привели подробные расчеты окупаемости такой энергостанции.
«Для меня, как для наставника студии, важно, чтобы школьники могли максимально погрузиться в проект: не изучали его по материалам в интернете, а получали опыт и знания напрямую от специалистов, компетентных в той или иной области. Например, при работе над проектом ветрогенератора мы консультировались со специалистами Института теоретической и прикладной механики имени С.А. Христиановича. За время работы на программе у нас было несколько экологических кейсов и мы наладили сотрудничество с центрами мониторинга окружающей среды в Новосибирске и Салехарде», – рассказывает Наталия.
В 2020 году Наталия Витальевна с ребятами, которые на сегодняшний день уже окончили школу, решали задачу цикла «Уроки настоящей истории редкой ботанической литературы». Команда составляла план экспедиции для изучения редких растений своего региона. Новосибирские школьники не ограничились поиском литературы в интернете. Наставник студии посоветовала ребятам связаться с экспертами библиотеки Российской академии сельскохозяйственных наук.
«Мы очень много нового узнали о книгах, о том, как восстанавливают важные научные труды и оцифровывают издания. Сотрудничество со специалистами мы поддерживаем и сейчас – не раз обращались за помощью в сборе информации. Нашим проектам всегда оказывают поддержку. Кроме того, решение этой задачи легло в основу исследовательской работы, успешно проведенной и представленной на различных научно-практических конференциях одной участницей студии», – говорит наставник.
В копилке команды есть еще один необычный проект. Цикл получил название «Уроки настоящего освоения Луны». Школьники исследовали возможности создания лунной базы, используя аналог лунного грунта. Эксперименты проводили в институте С.А. Христиановича Новосибирского академгородка, а грунт для экспериментов предоставил заведующий лабораторией геохимии Луны и планет Института геохимии и аналитической химии имени В.И. Вернадского РАН Евгений Слюта. Работу над этой задачей одна из школьниц продолжила после завершения цикла «Уроков настоящего». Елизавета Ламбуцкая в 2023 году стала призером регионального этапа конкурса «Большие вызовы». Она исследовала возможность выращивания растений на лунном грунте.
«Это только некоторые примеры плодотворного сотрудничества с различными учебными и научными организациями и исследовательскими лабораториями. При работе над тем или иным проектом часто возникают разные точечные вопросы, которые требуют обращения к разным специалистам. Мы изучаем, в каких вузах, научных институтах и предприятиях ведутся исследования, созвучные нашим проектам. При этом нередко сотрудничество выходит даже за их рамки. Школьников приглашают на предприятия, ребята узнают, чем занимаются разные специалисты, погружаются в специфику работы. Это один из элементов профориентации, которую в данном случае могут получить лицеисты, еще обучаясь в школе», – говорит Наталия.
Проект «Уроки настоящего» реализуется в Образовательном центре «Сириус» с 2017 года. В рамках программы ученики 7–11-х классов в группах по 5–7 человек выполняют различные задания от компаний-партнеров (научно-исследовательских центров и предприятий). Ребята общаются c ведущими учеными и технологами, самостоятельно работают над реализацией научно-технологических проектов, а затем презентуют свои решения компаниям – авторам задач. Общение с экспертами и школьниками из других регионов, обсуждение заданий, публикация лучших решений проходит в группе проекта в социальной сети «ВКонтакте». Посмотреть материалы предыдущих циклов можно на странице программы.