Проектные команды в разных регионах России продолжают работать над задачами в рамках программы «Сириус.Лето» – всероссийской инициативы, которая позволяет юным исследователям вместе со студентами-наставниками решать актуальные задачи российской науки, индустрии и бизнеса. Рассказываем, над какими проблемами уже начали работать ребята и какие они призваны решить.
В Иркутской области в этом учебном году в программу включились около ста школьников и 29 наставников – студентов ведущих вузов региона. Проектные задачи в этом сезоне представили более десяти предприятий и организаций. Среди них – Иркутская нефтяная химическая компания, центр «Мой бизнес», «Газпром добыча Иркутск», компания по продаже комплектующих для капельного автополива «Квантум» и ООО «Энолог», а также вузы Иркутской области. Всего проектные команды намерены реализовывать 18 проектных задач.
Например, одной из команд предстоит создать дрон-тележку для транспортировки тяжелых грузов. Еще одна группа трудится над проектом в области экологии. Ребятам предстоит разработать маршрут экотропы с использованием возобновляемых ресурсов – солнечной, ветровой или гидроэнергии. Комплексный подход по реализации проекта приведет к улучшению качества жизни местных жителей за счет развития близлежащих территорий. Заказчиком выступает Иркутский национальный исследовательский технический университет.
«Наш город Иркутск окружен красивой и богатой природой. Чтобы ее сохранить, реализуются различные экологические программы и акции. У нас есть несколько национальных парков, и очень важно бережно относиться к этим территориям. Одно из возможных решений – разработка экотроп. В нашем случае мы исследуем возможности использования возобновляемых источников энергии для обеспечения туристической инфраструктуры», – рассказывает одна из участниц проекта, 11-классница лицея при Иркутском госуниверситете София Самаркина.
Команде предстоит рассчитать и спроектировать солнечные панели и ветрогенераторы для получения энергии. Это позволит уменьшить использование традиционных источников энергии и снизить негативное воздействие на окружающую среду.
София Самаркина участвует в программе «Сириус.Лето» третий год подряд. В прошлом сезоне девушка в составе команды успешно защитила проект «умной» автобусной остановки. Школьники представили комплексное решение, предусмотрев в концепции проекта цифровое табло с расписанием, места, где можно зарядить телефоны, лавочки для отдыха, кофейный автомат, Wi-Fi и систему видеонаблюдения. Обогрев остановочного комплекса должен осуществляться с применением принципов зеленой энергетики – электроэнергия будет вырабатываться от солнечных панелей, интегрированных в стенки конструкции. А специальная сплитсистема сможет обеспечить комфортную температуру в жаркую летнюю погоду. Еще один успешный проект София с командой реализовала в позапрошлом году. Школьники представили концепцию фандоматов – специальных аппаратов для приема пластиковых отходов. Такие аппараты оснащены информационными табло о раздельном сборе мусора, а также специальными датчиками, которые сканируют объем бутылки, определяют, есть ли там жидкость и считывают другую необходимую информацию.
В Казани участники Сириус.Лето создадут виртуальную экскурсию по музею регионального вертолетного завода. Над этой задачей работают две проектные команды под руководством двух наставников – студенток Казанского федерального университета Маргариты Рожкиной и Ксении Чистовой.
Одна из задач проекта состоит в создании медиаконтента, который планируют использовать для профориентации и знакомства школьников и студентов с историей завода.
«В настоящее время мы разрабатываем концепцию и план будущего ролика. Мы будет снимать экспонаты, рассказывать о работе сотрудников музея и, конечно,о его богатой истории – выдающихся летчиках и авиаконструкторах, трудовых подвигах в годы Великой Отечественной войны. В свободное от учебы время я увлекаюсь авиамодельным спортом и снимаю небольшие ролики о своем хобби. У меня есть опыт съемок видео и монтажа. Будет интересно применить имеющиеся знания в новом проекте, ведь в Сириус.Лето я участвую впервые», – поделилась участница проекта, 10-классница гимназии № 8 - Центра образования Советского района Казани Валерия Баталина.
Брянская область принимает участие в программе в третий раз. В этом году ребята изучают перспективы вторичного использования отходов, полученных при ликвидации нефтяного загрязнения почв, создают коллекцию лекарственных растений in vitro, работают над чат-ботом доверия для машиностроительного завода и многими другими яркими задачами.
Студентка магистратуры Брянского государственного университета Наталья Степченко в этому году является наставником двух проектных команд. Первая научная группа под ее руководством создает коллекцию лекарственных растений in vitro. Проект позволит ребятам погрузиться в актуальную область биотехнологий.
«Создание коллекции лекарственных растений in vitro дает возможность сохранить ценные образцы в особых условиях – в пробирках на питательных средах при условии стерильности. Это позволит использовать данные образцы в дальнейших научных исследованиях. В нашем случае мы передадим коллекцию заказчику – Брянскому государственному университету имени И.Г. Петровского. Педагоги будут использовать ее при обучении студентов», – рассказывает студентка 2-го курса магистратуры направления «Общая биология и сохранение биологического разнообразия» кафедры биологии естественно-географического факультета Брянского государственного университета Наталья Степченко.
Коллекция будет содержать несколько видов растений: валериану, иссоп, мелиссу, алтей, душицу, эхинацею. Школьники уже выполнили первый этап работы. Ребята отобрали семена и поместили их в специальные питательные среды. Далее ребята приступили к изучению методов клонального размножения. Эта методика позволяет сохранить генетическую стабильность растений и производить любое количество растений с нужными характеристиками. Для кафедры биологии команда планирует создать коллекцию, где будет представлено порядка 50 пробирок каждой культуры. Для всех экспонатов будет оформлен паспорт: наименование растения, где произрастает, какие полезные свойства содержит.
«Моя жизнь связана с биологией и наставничеством. Я также преподаю биологию в Центре выявления и поддержки одаренных детей “ОГМА”. Сириус.Лето позволяет мне совершенствоваться в обеих сферах. Это очень интересный формат работы, когда заказчик дает задачу, и мы пытаемся ее решить. То есть мы реализуем настоящую задачу, ведь любой проект Сириус.Лето отражает реальный сектор экономики, медицины, образования. Таким образом, ты понимаешь, что твоя работа действительно важна и нужна», – поясняет Наталья Степченко.
В Вологде команда школьников лицея № 32 и Горицкой средней школы в новом сезоне Сириус.Лето изучает экологическое состояние местной одноименной реки. Вместе со студентами-наставниками ребята уже провели сбор проб зообентоса, фито- и зоопланктона, а также измерили основные гидрохимические параметры воды – температуру, содержание кислорода, общую минерализацию, рH на трех участках реки Вологды в границах города.
«В дальнейшем ребята определят видовой состав собранных проб гидробионтов, рассчитают биоиндикационные индексы, выявят степень антропогенной нарушенности территории, рекреационной нагрузки и эстетической привлекательности берегов реки. По результатам исследований будут разработаны рекомендации по улучшению экологического состояния реки Вологды в пределах городской черты», – прокомментировал руководитель проекта, старший научный сотрудник Вологодского филиала ВНИРО Николай Тропин.
Итоги всех этих проектов школьники представят в конце учебного года на итоговых защитах. Проекты Сириус.Лето можно демонстрировать на различных всероссийских конференциях и конкурсах, в том числе на научно-технологическом конкурсе «Большие вызовы».