help@sochisirius.ru

В апрельском цикле программы «Уроки настоящего» школьникам будут доступны две задачи от партнеров «Сириуса». Ребята будут анализировать данные с первого в мире космического сканирующего зондового микроскопа и изучать свойства литий-ионных аккумуляторов.

В рамках первой задачи школьники смогут попробовать себя в роли настоящих космических исследователей. Партнерами этой серии задач выступают завод «ПРОТОН» (Зеленоград), Московский институт электронной техники и Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева. При решении этой задачи школьники познакомятся с работой спутникового сканирующего зондового микроскопа – новейшей разработкой ученых Зеленограда, предназначенной для проведения научных исследований в космосе. 

В 2023 году Роскосмос вывел на орбиту космический аппарат «Нанозонд-1» Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, оснащенный космическим сканирующим зондовым микроскопом «СММ-2000С». Он был разработан российскими учеными под руководством начальника отдела приборостроения АО «Завод ПРОТОН» и лаборатории НИУ «МИЭТ» Борисом Логиновым. Следует отметить, что на протяжении предыдущих трех лет ряд задач для космического аппарата решали группы школьников в рамках направления «Нанотехнологии» программы «Большие вызовы». 

Микроскоп необходим, чтобы анализировать наличие опасной для космических аппаратов пыли (микро- и наночастиц) в околоземном пространстве. Глобально такие исследования позволят обеспечить сохранность космических спутников. Кроме того, подобные разработки важны, чтобы в будущем усовершенствовать материалы для изготовления спутников, сделать их более стойкими к воздействию частицами микро- и наноразмерности. 

Зондовый микроскоп сканирует поверхность специально выставленного на открытый космос золотого зеркала после воздействия на него космической среды и отправляет снимки на Землю, где исследователи анализируют полученные данные. Проект рассчитан на долгий срок и проведение многочисленных экспериментов в космосе. В 2024 году планируется запуск второго такого космического аппарата. 

Ученые продолжают привлекать к этой работе школьников, чтобы ребята, увлеченные космическими технологиями, еще учась в школе, получили базовые знания и смогли попробовать себя в работе над реальным проектом. Участникам будет предложено учиться работать на Земле на аналогичных космическому микроскопах «СММ-2000», а также принимать и анализировать данные со спутников и совершенствовать системы обработки кадров. К проекту смогут присоединиться студийцы из любых уголков России. 

Еще одну задачу для апрельского цикла предложили специалисты компании ООО «РЭНЕРА» – производителя литий-ионных аккумуляторов и накопителей энергии. Компания входит в состав Госкорпорации «Росатом».

Современный быт человека немыслим без литий-ионных аккумуляторов. Они окружают нас повсюду: в мобильных телефонах, ноутбуках, электробусах и электромобилях. Аккумуляторы позволяют нам быть всегда на связи, получать и передавать информацию, работать и отдыхать, путешествовать по миру и в пределах своего города. Они делают нашу жизнь комфортной и удобной.

В рамках этого цикла студийцы попробуют придумать новые варианты применения литий-ионных аккумуляторов для решения волнующих их проблем в различных сферах жизни.

Работая над этой задачей, ребята познакомятся с принципом работы литий-ионных аккумуляторов, а также с основными физико-химическими закономерностями, благодаря которым становится возможным хранение энергии в таких системах. 

Программа «Сириуса» «Уроки настоящего» позволяет ученикам 7–11-х классов сделать первые шаги в науке и проектной деятельности. По условиям проекта, участники формируют школьные студии и в течение месяца под руководством педагога-наставника работают над задачами, предложенными экспертами вузов, крупнейших научных институтов и компаний. В конце месяца публикуют свои решения на платформе «Сириус.Курсы», защищают проекты. Ребята презентуют свои решения, а представители заказчика выбирают лучшие по итогам циклов.

 

 

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!