help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В рамках «Дней джаза» в Образовательном центре «Сириус» прошли творческие встречи с участниками проекта — группой JAZZIRAMA и исполнительным директором Фонда Игоря Бутмана Романом Христюком. Они рассказали школьникам, как соединить джазовую традицию с национальным звучанием, и о том, как развивался джаз в стране и в мире. 

Jazzirama — профессиональный коллектив из Ташкента, фактически создавший новый стиль — узбекский этно-джаз. С узбекского «джазирама» переводится как «жара»: такое название, по мнению музыкантов, отражает экспрессию импровизации и драйв, присущий джазовой музыке.

Творческая концепция коллектива складывается из соединения традиционного джаза с макамной традицией — восточным звучанием, характерным для центральной части Средней Азии, откуда музыканты родом. Уникальный колорит звуку JAZZIRAMA придают присущие узбекской культуре мелодические обороты и интонирование, а еще — использование древних национальных инструментов. Как отмечают участники группы, еще будучи студентами консерватории, они поняли, что не хотят быть похожими на кого-то из великих, гораздо ценнее в формате джаза познакомить со своей культурой весь мир.

«Чем больше музыкант владеет исполнением музыки разных традиций, тем лучше. Возьмем, например, русскую композиторскую школу XX века: она во многом опиралась на русский фольклор. Тот же Игорь Стравинский все лучшие произведения раннего периода — „Свадебку“, „Петрушку“ — создал с использованием фольклорного материала. Молодых музыкантов мы призываем обращаться к своим корням. Россия настолько велика географически, что в каждом регионе найдутся специфические приемы исполнения. Мы убеждены, что за таким способом сочинения и изучения музыки будущее», – говорит пианист JAZZIRAMA Санжар Нафиков.

Учащимся Образовательного центра «Сириус» джазмены рассказали об особенностях звучания и звукоизвлечения кошная — сдвоенной деревянной флейты, сурная, который считается одним из предшественников гобоя, и сато — старинного восточного струнно-смычкового инструмента. К примеру, особенностью игры на сурнае является цепное дыхание: выдыхая, нужно одновременно набирать воздух так, чтобы он подавался беспрерывно, обеспечивая постоянное звучание инструмента. Помимо экскурса по инструментам и ответов на вопросы собравшихся в зале, музыканты JAZZIRAMA исполнили четыре авторские композиции из своего репертуара.

Кроме того, участники образовательных программ «Сириуса» встретились с исполнительным директором Фонда Игоря Бутмана, директором Московского джазового фестиваля Романом Христюком. Темами встречи стали джазовая география России и степень развития регионов страны с точки зрения присутствия в их культурной повестке джазовой музыки. Слушателями и участниками — учащиеся Образовательного центра «Сириус», жители и гости федеральной территории.

Эксперт рассказал о различиях путей становления российской академической и джазовой музыки, основных джазовых площадках страны, фестивальном менеджменте и вариантах стилистического наполнения джазовых фестивалей. На примере Московского джазового фестиваля, ежегодно собирающего более 250 000 зрителей, Роман Христюк объяснил, как фестиваль джаза может выступить драйвером развития территории, в том числе туристического. Интерактивной частью встречи стал джазовый квиз.

«На сегодняшний день в России насчитывается 75 фестивалей джазовой музыки, а рейтинг джазового радио по всем показателям опережает радиостанции, где звучит шансон. Ранее такого множества джазовых фестивалей у нас не было. О многом говорит и тот факт, что гала-концерт к 100-летию российского джаза прошел на главной академической сцене страны — в Большом театре. Сейчас идет взрывной рост количества мест для выступлений, возможностей для джазовых музыкантов. На наших глазах создается новая история российского джаза, и все российское джазовое сообщество принимает участие в этом процессе», – убежден Роман Маркович.

Сегодня вечером проект «Дни джаза в «Сириусе» завершится концертом дуэта UBEL и коллектива «Фонограф-Джаз-Трио» Сергея Жилина. В первом отделении на сцену выйдут брат и сестра Егор и Варвара Убель. Варвара — молодая звезда отечественной джазовой сцены. Егор — востребованный музыкант и продюсер. Дуэт представит свой первый трек на английском языке What winds aredriving me, песни из дебютного альбома и уже известные ценителям джаза авторские композиции. Завершится финальный вечер проекта программой «Чайковский in jazz. Времена года. NEW». «Фонограф-Джаз-Трио» Сергея Жилина представит восемь пьес из цикла «Времена года» и «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского в новой джазовой интерпретации.

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!