Что читают дети и читают ли вообще? Можно ли увлечь их литературой, в частности классической, и что для этого делать? Рассказала Марина Терехова, организатор Детской программы Санкт-Петербургского книжного салона, заведующая Центральной библиотекой имени Н.А. Внукова в Санкт-Петербурге, педагог августовской программы «Сириуса» по литературной критике. Основываясь на личном опыте, она делится советами, которые помогут влюбить ребенка в книги.
Дети не хотят читать классику из-за скучной подачи, непонятных реалий и слов
Детской литературой я начала заниматься 16 лет назад, когда готовилась впервые стать матерью. До этого работала в журналистике, писала диссертацию, о детской литературе и не помышляла. Первые шаги в мир детской литературы начались с книжных ярмарок и выставок. Я открыла для себя поражающую красотой и разнообразием вселенную детских книг, начала осознанно выбирать ребенку на вырост художественную литературу и качественный научпоп. Позже выяснилось: решение было правильным, поскольку многие книги выходили тиражами всего в три-пять тысяч экземпляров, и их было не купить потом, когда ребенок дорос до чтения именно этих произведений. В том числе удалось приобрести крутое издание «Острова сокровищ» из потрясающей в плане оформления, иллюстраций и полиграфии серии «Острова» издательства «Клевер».
Для объяснения реалий эпохи пиратов издательство организовало пространство романа как гипертекст. Нестандартно оформили и справочный аппарат книги. К примеру, чтобы пояснить слова, используемые для описания корабля капитана Флинта, издатели нарисовали схему пиратского судна, подписали его детали, и все стало понятно. Еще были интересные факты об авторе, масса схем, таблиц, врезок, примечаний, карт. То есть ребенок не просто окунался в неясный мир книги, а понимал всю его конкретику.
В серии книг «Интерактивная классика» классический текст был организован по журнальному типу. Ребенок, видя на обложке и внутри книжки привычное журнальное оформление, без опаски подступается к литературной классике.
Чтобы привести детей на новую неизведанную территорию, которой зачастую становится классическая литература, надо перебросить мостик к ней через нечто знакомое. Форма подачи текста напрямую влияет на детское восприятие и вполне способна стать таким мостиком.
Прочтите книгу, которая нравится ребенку: у вас появятся точки соприкосновения
За последние годы мы больше привыкли к картинке, чем к тексту. Считать «легким чтением» манги, графические романы, комиксы, прочие книги, где повествовательная нагрузка ложится на рисунок, неверно. Картинка — тоже высказывание.
Моя дочь читает манги запоем. Я тоже попробовала, и это оказалось не очень легко. Организация книжного листа непривычная, чтобы цельно воспринимать всю раскладку, включающую картинку и текст, надо перестраивать зрительное восприятие. Это интересное и сложное чтение, думаю, не каждый начитанный взрослый быстро научится читать визуально богатые тексты, которые так нравятся подросткам.
Если вы хотите, чтобы дети прочли книги, которые когда-то оказали серьезное влияние на вас, сделайте шаг навстречу ребенку: прочитайте то, что оказывает влияние на него. Попросите порекомендовать какую-то книжку, честно прочитайте. Поговорите, расскажите, какое впечатление она на вас произвела, что в ней вы считаете главным. Увидев такую открытость, сын или дочь скорее отзовутся на ваши предложения.
Очень не рекомендую практиковать историю наказания литературой: грозить отобрать смартфон, компьютер, интернет, пока ребенок не прочтет, к примеру, сто страниц «Мертвых душ». Отбирать, заставлять – неверные шаги на пути к цели. А если вы принуждаете школьника читать, только чтобы потом самому не краснеть перед его учителем по литературе, подумайте, честно ли это. Получается, претензии выслушивать не хочется, но и искать подход к ребенку тоже не получается. Кстати, сейчас довольно много информации в помощь родителю, которому хочется вырастить ребенка читателем. В исследованиях и рекомендациях специалистов по чтению можно подсмотреть приемы, которые помогут заинтересовать ребенка чтением книг.
Приводите детей в библиотеку: она давно перестала быть просто «пунктом книговыдачи»
Когда слышу фразу «дети не читают», предлагаю остановиться, сделать вдох-выдох и понять: они много читают. Просто не совсем то, что ожидают родители. Став заведующей Центральной библиотекой имени Н.А. Внукова в Санкт-Петербурге, столкнулась с тем, что подростки часто спрашивают те самые графические романы и манги, о которых мы уже говорили. На тот момент их в библиотеке просто не было. Мы побеседовали с руководителем отдела комплектования, закупили эти книги. Дети стали приходить, хорошо разбирают их.
В современной библиотеке ребенок проведет время интересно и с пользой. Помимо выдачи книг, практически во всех библиотеках страны сейчас множество активностей, направленных на то, чтобы детям было классно, интересно, полезно. Например, у нас есть настольные игры, квесты. Одна из коллег умеет делать елочные игрушки из ваты по старинной технологии. Мы проводим такие мастер-классы: читаем книгу, обсуждаем ее, потом по этой технологии делаем персонажей. В общем, работа сотрудников библиотечной системы во многом направлена на то, чтоб показать ребенку, что чтение – это здорово.
В библиотеке или книжном магазине дайте ребенку выбирать самому
Если вы привели ребенка в книжный магазин или библиотеку, отпустите его. Пусть покрутит книжки в руках, найдет что-то интересное для себя. Спросите: «Почему тебе понравилось, классные рисунки? Давай почитаем. А как тебе вот эта книга?» В библиотеках и книжных магазинах для детей нужно делать стеллажи с открытым хранением. Книги располагать на уровне глаз ребенка того возраста, на который издания рассчитаны, чтобы сам мог брать все, что интересно.
В библиотеке часто вижу – приходит родитель с подростком. Школьник стоит в углу, родители набирают ему чтение. Неудивительно, что впоследствии мы сталкиваемся с тем, что одиннадцатиклассники ничем не интересуются, не хотят выбирать специальность, вуз. А они просто не знают, что имеют право выбора: многим с младенчества сообщали, что им «нравится», что они «хотят» делать, что «нужно» читать. Потом родители предлагают ребенку выбрать профессию, а он потрясен – они же всегда выбирали за него! Что случилось, отчего он вдруг должен сделать такой важный выбор? Подросткам безразлично, куда идти учиться: мама с папой все равно скажут, что выбрать. Получается, мы с детства лишаем детей субъектности.
Советую начинать читать с детьми с самого нежного возраста. Отвечайте на их вопросы и спрашивайте сами, вместе рассматривайте картинки. Можно рисовать и лепить персонажей, разыгрывать представления пальчикового театра. Одна из основных жалоб родителей, что им скучно читать с ребенком, особенно с маленьким, требующим много раз подряд прочесть «Курочку Рябу», «Красную Шапочку», «Колобка». В нашей библиотеке проходят мастер-классы, где мы показываем и рассказываем, что можно делать, пока читаешь ребенку книгу, чтобы не сойти с ума от монотонной бубнежки.
Если ваш ребенок не читает, он прекрасен в чем-то другом
Знаете, прежде всего родителю нужно задать себе вопрос: «Зачем я хочу, чтобы мой ребенок читал книги»? Ответив на него, можно понять, как двигаться к поставленной цели. Взрослым, сильно переживающим за то, что дети якобы «не читают», полезно подумать: почему это вызывает у них тревогу и даже гнев?
Еще я бы спросила таких родителей: если вы поймете, что ваши дети все-таки не читают, станете любить их меньше? Мне кажется, нет. Недавно я проводила занятия для детей-спортсменов. Им читать просто некогда. Но разве они от этого стали хуже? Пусть эти прекрасные гимнасты, отличные хоккеисты развиваются в том, что им интересно. Если ребенок начнет цитировать Довлатова, он станет лучше играть в хоккей? Не уверена. Если ребенок не читает, он явно хорош в чем-то другом. Надо вместе с ним найти, в чем именно. Спросить его, поддержать, дать немного больше свободы и проявить чуть больше интереса к тому, что за человек растет с тобой рядом. Чтение – это ведь удовольствие, нельзя принудить полюбить то, что не приносит тебе радости.