В «Сириусе» подвели итоги третьего Всероссийского съезда учителей физики, который проходил на федеральной территории «Сириус» с 25 по 27 августа. По итогам пленарных сессий, дискуссий и круглых столов участники представили проект резолюции, направленной на совершенствование преподавания физики в школах, повышение интереса к экзамену по физике среди абитуриентов, развитие школьного астрономического образования и многое другое. Все предложения будут обобщены в единый документ, который адресуют федеральным и региональным органам власти, осуществляющим деятельность в сфере образования.
Во Всероссийском съезде приняли участие порядка 300 экспертов и представителей сферы образования из 50 регионов России. Еще несколько тысяч преподавателей присоединились к мероприятиям съезда в режиме онлайн. Эксперты обсудили, как заинтересовать школьников предметом и привлечь внимание к инженерным специальностям, новшества в проведении ЕГЭ, возможности использования в школах новых технологий для проведения экспериментов и развития проектной деятельности, вопросы поддержки учителей и кадровое обеспечение сферы.
Во время съезда участники предложили ряд мер для совершенствования системы преподавания. Идеи обобщены в проект резолюции, который представили на закрытии съезда.
Так, среди озвученных инициатив – реализовывать меры по совершенствованию экзаменационных материалов для ЕГЭ и ОГЭ, разработать общедоступный методический инструментарий для более широкого внедрения экспериментов в курс школьной физики, расширить взаимодействие школ и вузов, продолжить дальнейшую разработку ведущими физическими и техническими вузами программ общедоступных курсов повышения квалификации учителей физики. Также среди предложений – популяризировать достижения современной науки и инженерии, ежегодно проводить «Дни физики» на базе школ и технических вузов. Поддержку получила инициатива о проведении на федеральной территории «Сириус» Международного открытого турнира юных физиков с приглашением участников из стран БРИКС.
«Мне близок тезис о том, что качественно преподавать физику невозможно без развития физического мышления. Знания, полученные на таком фундаменте, помогут ребятам найти себя в любой профессии, связанной с физикой, потому что это основа. Также мне понравились секции от МИФИ, посвященные преподаванию атомной ядерной физики. Показать на уроке механику намного проще для учителя. А вот продемонстрировать другие законы и внутренние процессы доступно и интересно – не всегда легкая задача. Я уже отправила коллегам некоторые материалы съезда и обязательно в начале учебного года поделюсь наработками», – рассказывает педагог физико-математической школы из Тюменской области Ульяна Шастунова.
«Я приезжаю на съезд во второй раз и в этом году выступил в качестве спикера на одной из секций. Мы обсудили популяризацию атомной отрасли и атомных профессий среди школьников. Сегодня это очень перспективное направление. Важно делать акцент на достижениях России в этой и других областях, говорить о разнообразии профессий, в которых можно найти себя. Преподавать физику нельзя без профориентационной работы. Ребята должны знакомиться с разными сферами деятельности, чтобы понимать, в чем им интересно развиваться», – говорит учитель физики СУНЦ УрФУ из Екатеринбурга, победитель Всероссийской олимпиады учителей физики «Лига лучших», финалист конкурса «Учитель года России 2023» Андрей Коновалов.
Спикерами съезда также стали ведущие эксперты в области преподавания физики и естественных наук, педагоги с многолетним опытом, специалисты научных институтов, представители индустрии, раскрывшие тему профориентации школьников. Отдельный блок тем взяли на себя эксперты «Сириуса». В Образовательном центре накоплен многолетний опыт успешного преподавания физики, применяются передовые методики выявления, развития и сопровождения талантливых школьников, подготовки их к олимпиадам, проведения программ повышения квалификации для педагогов.
Заместитель директора департамента науки Образовательного центра «Сириус» Антон Муромцев рассказал о детских интенсивных профильных программах «Сириуса», о проектных программах, таких как «Большие вызовы», «Сириус.Лето» и «Уроки настоящего», а также о платформе «Сириус.Курсы», которая позволяет изучить дополнительные темы по физике, выходящие за пределы школьной программы. «Сириус» уделяет большое внимание работе с педагогами, проводя программы повышения квалификации. Антон Муромцев представил новый проект – впервые в этом году в Сибирском федеральном округе появился Окружной центр «Таланты Сибири». Он ориентирован на подготовку детей и педагогов федерального округа. В дальнейшем запланировано открытие таких центров во всех федеральных округах.
Руководитель ресурсно-методического центра Образовательного Фонда «Талант и успех» Игорь Барышев рассказал о программе «Педагогика развития талантов». Благодаря ей талантливые студенты непедагогических специальностей получают возможность преподавать в школах и передавать свои знания детям.
«Идея следующая: мы приглашаем студентов непедагогических специальностей из региональных вузов, которым интересна работа в школах. Речь идет о преподавании физики на углубленном уровне. Как правило, многие из таких ребят уже имеют опыт наставничества и преподавания, например, в региональных центрах, работающих по модели “Сириуса”. Поиск подобных студентов ведется через взаимодействие с региональными вузами. Обучение проводится в очно-дистанционном формате. После всех модулей студентов ждет стажировка в одной из школ ассоциации, а также год постсопровождения», – рассказал Игорь Барышев.
Всероссийские съезды учителей проводятся на федеральной территории «Сириус» три года подряд. По мнению преподавателей, съезды – это важная дискуссионная площадка для педагогического сообщества, где можно обсудить ключевые события сферы и определить векторы ее развития.