help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Одним из самых ожидаемых событий августовской программы Образовательного центра по хореографии стали для молодых артистов уроки классического танца. Цикл мастер-классов по базовой для любого танцовщика дисциплине провел премьер Штутгартского балета, приглашенный солист Королевского балета Лондона, «Токио балета», профессор театра «Ла Скала» Александр Зайцев.

Поговорили с экспертом о том, какие темы стали ключевыми на занятиях в «Сириусе», сколько времени следует уделять классическому танцу и зачем артисту балета учиться слушать музыку всем телом.

– В Образовательном центре «Сириус» вы преподавали классический танец. Какова его основная функция в подготовке будущего артиста балета?

– Это база всего танцевального искусства, и современного, и классического. Обучение классическому танцу начинается у балетного станка. Освоив первые движения, ребенок сможет выйти на середину зала, перейти к вращениям и прыжкам.

– Сколько часов в неделю уделяется классическому танцу в балетной школе, хореографическом училище?

– Во всех училищах и академиях учат, что классическому танцу нужно уделять минимум полтора часа шесть дней в неделю. На самом деле назвать универсальное количество часов, которое нужно уделять классическому танцу, невозможно. Все по-разному запоминают элементы – кто-то медленнее воспринимает, кто-то дольше исправляет замечания. Но у нас есть поговорка «День пропустил – потом два поработаешь»: наверстать после перерыва бывает трудно. Поэтому главное – заниматься систематически.



– Начав заниматься классическим танцем, на что юный танцовщик должен обратить внимание в первую очередь?

– Мы начинаем с основ, постепенно пробуя и нарабатывая технически сложные вещи. Важно следить, чтобы все ключевые движения с самого начала исполнялись академично и технически правильно. Ошибки, допущенные с первых движений, проявятся потом в сложных элементах. К тому же, если изначально верно не овладеть элементами, это может привести к травмам в дальнейшем.

– На августовскую программу по хореографии в «Сириус» приехали больше ста детей со всей страны. Как выстраивали работу с ними?

– Группы распределены между педагогами по возрастам. Я занимался со старшими ребятами, это предвыпускной и выпускной классы. Программу нужно было сбалансировать, чтобы для учеников помладше нагрузка не была чрезмерной, а старшие работали в полную силу. В подготовке между академиями, училищами есть различия, но некритичные. Все зависит от того, кто как воспитывался с младших классов, чему научился. Ребята из регионов, конечно, имеют меньше возможностей бывать на мастер-классах, стараются извлечь максимум из каждого занятия. Не хочу сказать, что дети из Москвы и Петербурга менее ответственны, просто у них намного больше шансов совершенствовать навыки, даже не покидая родной город.

Замечания у всех практически одни и те же. Я уделяю много внимания тому, чтобы все ставили пятки в прыжках, правильно работали голеностопом и стопой. Это основа нашей работы, поэтому нужно не жалеть времени и усилий. Правильная постановка ног чрезвычайно важна, независимо от того, ученик это первого или второго класса академии, выпускник или уже артист. В процессе репетиций мы можем долго отрабатывать одну и ту же вариацию, вновь и вновь повторяя движения. Даже в расцвете карьеры артисты балета продолжают работать над теми же самыми вариациями, потому что в технике и работе с телом всегда есть что совершенствовать.



Не первый раз приезжаю на программы Образовательного центра «Сириус» в качестве педагога, и работать здесь всегда интересно: каждый раз дети очень разные, и нужно не только дать каждому максимум за короткий срок, но и мотивировать ребят, чтобы они дальше с интересом продолжили учиться. Как правило, ко второй-третьей неделе вижу: дети начинают не только воспринимать, но и стараться исправлять замечания. Если навыки, полученные здесь на занятиях, останутся в их мышечной памяти и голове, ребята будут лучше танцевать. Мы много работаем не только над движениями, но и над тем, чтобы дети двигались музыкально, слышали мелодию и следовали ей. Всегда говорю ученикам, что музыку надо слышать не ушами, а всем телом. И уметь своими мышцами передавать эту музыкальность в движении.

Каждый раз в программу заключительного концерта делаю для своих учеников небольшой номер, стараюсь показать, как они могут танцевать все вместе. Для меня это тоже непростая задача – выбрать музыку, всех расставить, верно оценив способности учеников и показав каждого с выгодной стороны.

– Российская балетная школа отличается от западной?

– Имея большой опыт работы на Западе, могу сказать, что да: даже по отдельным движениям легко различить учеников. Среди основных традиций русской школы назову сочетание техничности, виртуозности движений с эмоциональностью и артистизмом исполнения партий. В других школах свои сильные стороны. Считаю, мы все должны учиться друг у друга, просто не забывать при этом о традициях и самобытности. Пытаюсь интегрировать это в уроки, показать и объяснить ученикам, как делать элементы, чтобы они получались еще выразительнее и эстетичнее.

– Какую задачу вы бы назвали главной в воспитании юного артиста балета?

– Задач много, и все важны: познакомить с историей и теорией танца, великими танцовщиками, показать на практике правильное выполнение элементов, технически помочь отточить навыки, исправить недочеты и ошибки в классе, психологически подготовить к выступлению. Ребенок чаще всего занимается в классе не один, бывает десять человек и больше. Если у ученика что-то не получается, надо найти правильные слова, чтобы ребенок понял, как исправить ошибку. Не тыкать, что он неверно выполняет элемент, а постараться поддержать, дать понять, что у всех разная физиология. К каждому нужен индивидуальный подход.


– Как молодому танцору попасть в будущем на большую сцену? Что для этого нужно делать?

– Распределение происходит по-разному: директора театров посещают выпускные балетных училищ, особенно в крупных городах, либо выпускники сами ездят на просмотры. Но прежде чем начинать просматриваться в театры, нужно доучиться. Для начала я бы посоветовал ученикам прислушиваться к педагогу, который ведет их к выпускному экзамену, исполнять его замечания. И еще – воспитывать самодисциплину и соблюдать аккуратность во всем, от исправления замечаний педагога до опрятного внешнего вида. Все это проявление уважения к своей профессии и коллегам.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!