Пачка, многослойная воздушная юбка, — один из самых узнаваемых атрибутов классического балета. Сначала она была длинной и пышной. Для того, чтобы пачка стала короче и приобрела плоскую форму, потребовалось почти столетие. Как и почему менялся вид ключевого элемента женского балетного костюма, рассказывает педагог сентябрьской программы «Хореография: классический танец (балет)», доцент кафедры балетоведения Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой Ирина Пушкина.
В современном представлении балетная пачка — что-то короткое, динамично торчащее вокруг талии балерины. Появилась пачка в эпоху романтизма, в первой половине XIX века. Тогда она называлась «тюник» и представляла собой длинную пышную юбку из легкой материи. В 1832 году балерина Мария Тальони впервые вышла на сцену в образе сильфиды в тюнике, создателем которого был французский художник Эжен Лами.
Костюм Лами стал модным на балетной сцене. Кроме сильфиды в постановках того периода появились и другие персонажи мистической природы — вилисы, феи, пери. Тюники дополняли воздушность их хореографических образов. Костюмы таких нереальных существ были чаще всего однотонны и скромно украшены. Если героиня спектакля была реальной девушкой, то лиф и юбку знатной украшали более живописно и богато. А когда поверх пачки был надет передничек, зритель сразу догадывался: перед ним молодая крестьянка.
Балерины Надежды Богданова (середина XIX в.) и Матильда Мадаева (вторая половина XIX в.)
От длинных юбок – к виртуозному танцу
Первые шаги к укорачиванию пачки сделали итальянские балерины. Методика обучения итальянской школы развивала технику сценического танца, и виртуозность ее учениц была заметна уже ко второй половине XIX века. Итальянки первыми стали крутить фуэте. В многослойной длинной юбке делать это было неудобно и сложно, требовалась компактная легкая одежда. Под конец XIX века гастролерши-итальянки привезли в Россию моду на виртуозную технику и эффектные тюники примерно до колена. Такая юбка была значительно короче тех, в которых танцевали русские артистки.
С середины 1880-х годов в Мариинском театре выступала итальянская балерина Вирджиния Цукки. О ней сохранилась такая история: костюмер принесла артистке сценический костюм, в котором та должна была выступать. Пачка показалась балерине слишком длинной, гораздо длиннее тех, к каким она привыкла в Италии. Цукки попросила укоротить юбку, но ей ответили, что длина пачки неизменна. По правилам, утвержденным дирекцией театров, артисты обязаны были выступать в тех костюмах, которые им выдавались. Цукки показала характер: перед выходом на сцену взяла ножницы и укоротила юбку до нужной ей длины. Это был своего рода эпатаж, но публике смелость танцовщицы понравилась, новшество стало набирать популярность. В начале XX века укороченная балетная пачка приобрела форму и вид, которые мы знаем сейчас.
Итальянская балерина Карлотта Брианца (1890-е г.г.), русская балерина Анна Павлова (начало XX в.)
Одновременно на балетной сцене продолжает использоваться первоначальный вариант сценической юбки, пышной и длинной. После создания Михаилом Фокиным балета «Шопениана» такая пачка стала называться «шопенкой».
Секреты создания пачки
До начала XX века пачки шили из муслина, газовой ткани или сложенного в несколько слоев тарлатана, полупрозрачной хлопчатобумажной ткани. Перед каждым выступлением их крахмалили. Современные балетные пачки изготавливаются из фатина, и, в отличие от предшественниц, держат форму практически без внешнего воздействия.
Классическая пачка балерины состоит из множества слоев: короткие нижние поддерживают увеличивающуюся в диаметре к верхнему слою ткань. Также для жесткости и долговременного сохранения формы используют два-три обруча из тонкой металлической проволоки, вшитые между слоями ткани.
Женский балетный костюм, частью которого является пачка, шьется по размерам артистки и на примерке окончательно подгоняется по фигуре. Сценические пачки отличаются от репетиционных только красотой отделки. Кружева, стеклярус, цветы — декор зависит от фантазии художника по костюмам и создаваемого в спектакле образа героини.
Главное – функциональность
Богато украшенная пачка может создать сложности в танцах с партнером: юбка не должна мешать движениям в дуэте и, тем более, цепляться за его костюм. На репетициях в пачке создается и оттачивается сценический танец, проверяются позы и поддержки с партнером. Форму и вид пачки определяет художник, но основным критерием становится удобство исполнения движений в танце и поддержек в дуэтах.
Сегодня пачка перестала быть элементом исключительно сценической одежды. С многослойными юбками из фатина и тюля экспериментируют не только театральные художники, но и дизайнеры модных домов, для которых она стала источником вдохновения.