Лингвистические задачи во многом похожи на математические: часто ученикам приходится придумывать алгоритм их решения и выводить правила для языка, который они видят впервые. Надежда Ефремова, призер Международной олимпиады по лингвистике, за несколько лет справилась со множеством таких задач. Поговорили с ней о том, чем может увлечь эта наука и как выбрать вуз мечты.
– Расскажи, как ты узнала об Образовательном центре «Сириус»?
– От старшего брата, он ездил на программы по математике и хорошо о них отзывался. Я стала искать, что еще предлагает «Сириус», и узнала об отборочном курсе на октябрьскую программу по лингвистике. Записалась, а затем начала проходить курсы онлайн-школы. Завершила их все, любимые – по фонетике и синтаксису.
Потом я поехала на очную программу в «Сириус». По факту с этого начался мой олимпиадный путь. Я училась в 8-м классе и познакомилась с ребятами, с которыми готовилась и участвовала в олимпиадах. Интересно, что на последнем межнаре было сразу четыре участника той программы: двое из России, по одному из Германии и Израиля.
– Можно ли сказать, что экосистема «Сириуса» сыграла большую роль в твоих дальнейших успехах?
– Да, программы «Сириуса» помогли осознать, что я хочу заниматься именно лингвистикой. До обучения у меня были сомнения, всерьез рассматривала возможность поступить в музыкальный колледж или стать переводчиком.
– Расскажи о твоем олимпиадном опыте. Где добилась успеха?
– Я дважды победитель и единожды призер заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по русскому языку, аналогичные результаты на Московской олимпиаде школьников по лингвистике. Побеждала и в «Высшей пробе», также по русскому языку. Дважды выигрывала в конкурсе научных и исследовательских работ от НИУ ВШЭ «Высший пилотаж».
– Войти в состав школьной сборной России у тебя получилось не с первого раза, почему?
– Отбор в 10-м классе я не прошла: сильно переволновалась и стала только 15-й. Годом позже, наоборот, совсем не переживала. Я уже знала, что поступила в «Вышку», и просто получала удовольствие от решения лингвистических задач. Такой настрой принес успех: я попала в первую четверку среди 13 человек.
Отобраться в сборную школьнику часто сложно, потому что конкуренция высока. К этому моменту я несколько лет занималась лингвистикой, и какой-то дополнительной подготовки не требовалось. Просто решала много задач – и одна, и с ребятами, когда мы моделировали условия командного тура.
– Ты стала призером межнара, но не победителем. Расстроилась?
– Наоборот, обрадовалась серебряной медали. Когда закончился индивидуальный тур, я поняла, что написала работу не очень хорошо. Золота не ждала, да и серебра, честно говоря, тоже. До золота мне не хватило двух баллов.
– Чем тебе нравится лингвистика сейчас?
– Многогранностью. Лингвистика близка к философии, математике, биологии, и можно раскрыться в самых разных областях. Это удобно, ведь при поступлении абитуриент не всегда знает, чем он хочет заниматься после вуза. Например, в музыкальном колледже ему сразу придется выбрать специализацию, поменять которую потом нельзя: пианист, скрипач и так далее. На лингвистической специальности студент получает основы науки, включающие теорию языка по основным разделам, навыки программирования, продвинутый курс математики. Эти знания позволяют осознанно выбрать направление и заниматься им углубленно. При этом учащийся не закрывает себе дорогу ни в другие области лингвистики, ни даже в другие науки.
– Ты поступила в НИУ ВШЭ. Почему выбрала именно этот вуз?
– Мне наиболее интересны области, связанные с мышлением и работой мозга, – когнитивная лингвистика и нейролингвистика. Здесь много лабораторий и оборудования, например, электроэнцефалограф. НИУ ВШЭ поддерживает связи с иностранными учебными заведениями, значит, есть хорошие шансы получить доступ к их научным материалам и конференциям.
– На что еще важно обратить внимание лингвистам при выборе вуза мечты?
– На атмосферу учебного заведения. Я бы советовала посетить конференции, организованные вузом, неофициальные встречи и понаблюдать, как общаются между собой коллеги. Полезно представить себя таким студентом через пару лет и понять, насколько стиль общения комфортен. Можно изучить преподавательский состав на сайте вуза: чем они занимаются, какое направление их работы вам интересно.
– Какой совет вы можете дать ученикам Сириус.Курсов, которые мечтают поступить в престижный вуз?
– Ищите свой предмет, в который будете готовы влюбиться и заниматься им не только ради побед на олимпиадах. Тогда и неудачи будут восприниматься иначе: они не сломают и не позволят сдаться раньше времени.