
Олимпиадное движение всё больше набирает популярность у российских школьников. В 2024 году в первом — школьном — этапе ВсОШ приняли участие порядка семи миллионов учащихся. Какие преимущества получают победители и призёры олимпиад? И какие ещё методы выявления талантов используются в вузах? Сириус.Курсы встретились с деканом ФКН НИУ ВШЭ Иваном Аржанцевым и поговорили о том, кому и для чего будут полезны олимпиады.
Идеальная аудитория
— Вы регулярно приезжаете в Образовательный центр «Сириус», общаетесь со школьниками. В чём Ваша мотивация?
Это замечательная возможность пообщаться с сильными школьниками из самых разных регионов, от Калининграда до Дальнего Востока. На программах в Сириусе всегда собираются мотивированные и хорошо подготовленные ребята.
В этом году я читал лекцию о криптографии — науке о конфиденциальной передаче информации. Подробно рассказал о появлении в 1976 году криптографической системы с открытым ключом, которая опирается на сугубо математические принципы. Представьте, что мы общаемся в большом чате. Никто никому ничего приватно не сообщает, секретные шифры не передаёт, все говорят со всеми. И в процессе обсуждения я могу сообщить нужную информацию только вам, и никто другой эту информацию не узнает. Вот это чудо и называется криптографией с открытым ключом.
— Какая аудитория кажется Вам идеальной как лектору?
Смотря для каких целей. Если стоит задача рассказать о чём-то общем (о той же криптографии), то подойдёт и большая аудитория на 100–150 человек. Но если стоит задача научить слушателей чему-то конкретному — например, освоить новый алгоритм, то, в идеале, хорошо бы иметь в аудитории не больше 30 человек. Иначе может не получиться.
— А студенческая группа, состоящая из одних только победителей ВсОШ, — идеальная?
Сплошь олимпиадники — это не всегда хорошо. У них сильная подготовка, но они заточены на решение задач на время: где-то эти навыки полезны, где-то — нет. Недаром в сообществе ведущих университетов давно обсуждается, что было бы ценно найти альтернативный способ отбора талантливых абитуриентов, кроме успешного выступления на олимпиадах.
— Что это может быть за способ?
Пока прорывных предложений нет. Есть идея выделять школьников, пытающихся писать полноценные научные работы. Но такие примеры редки, это всё же исключительные случаи. На ФКН решили эту дилемму по-своему: мы уже три года проводим конкурс научных работ и проектов среди одиннадцатиклассников. Предлагаем победителям два места на любых программах бакалавриата: формально места коммерческие, но факультет предоставляет стопроцентную скидку на весь период обучения. При этом сделать приём по такой схеме массовым мы не можем.
Пилоты и карьерный лифт
— Все говорят, что от олимпиад много пользы. А есть ли от них вред?
Думаю, учащихся может немного расслабить успех на олимпиаде. Победа или призовое место на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников даёт возможность поступить в вуз по профилю олимпиады без экзаменов в течение четырёх лет. Поэтому, если студент показал себя на олимпиаде в 11-м классе, он не боится отчисления — у него всегда есть возможность перепоступить.
Наш факультет любит олимпиадников. Летом 2024 года к нам поступило 117 победителей и призёров заключительного этапа ВсОШ, в основном по информатике и математике. Мы умеем работать с такими абитуриентами: на программе «Прикладная математика и информатика» с момента создания факультета есть пилотный поток, туда приходят только с высоким уровнем подготовки. Как известно, спецназ может подготовить только спецназ, поэтому преподаватели на пилотном потоке тоже имеют успешный олимпиадный опыт.
Компании относятся к олимпиадникам по-разному. Например, в «Яндексе» для их роста и развития созданы все условия: бизнес ценит умение думать нестандартно. В каких-то компаниях боятся, что олимпиадники разрушат корпоративную культуру. Там говорят примерно так: если у нас транспортная компания, то нам, скорее, пригодятся водители автобусов, чем пилоты Формулы-1.
— Какая мотивация к участию в олимпиадах видится Вам правильной?
В первую очередь, должен быть искренний интерес к науке. Участие в олимпиадах — это один из способов увлечь школьников решением задач из соответствующей области знаний, показать им содержание и красоту исследовательской работы.
Молодым людям свойственно соревноваться, и олимпиады предоставляют отличную возможность сделать это на объективных основаниях. Приятно знать, что ты решаешь задачи, скажем, по химии лучше всех ребят в своём регионе, — если несколько раз победить на олимпиаде, это серьёзное тому подтверждение.
Также отмечу желание сесть в карьерный лифт. Даже если школьник живёт в небольшом городе или деревне, победа на олимпиаде даст ему возможность поступить в престижный вуз и успешно трудоустроиться в дальнейшем. Ко всему прочему, он приобретёт полезные знания.
Я до 6-го класса интересовался астрономией, причём не столько смотрел на звёздное небо, сколько записывал в тетрадку разные созвездия. А потом достаточно случайно попал на городскую олимпиаду по математике и занял второе место. И понеслось... Когда я готовился к олимпиадам, то изучал комбинаторику, теорию множеств, стереометрию. У меня был хороший задел для будущей научной работы.
Также можно выделить желание порадовать родителей, чтобы они пришли на работу и рассказали об успехах сына или дочери. Помню, как я первый раз пессимистично оценил свои шансы на республиканской олимпиаде по математике. Сразу после написания туров позвонил маме и сказал, что всё плохо. А в последний день организаторы объявили результаты, и выяснилось, что я вошёл в тройку лидеров и получил диплом первой степени. Сразу после этого нас посадили на поезд и повезли домой. Мобильных средств связи во второй половине 80-х не было, и сообщить об успехе родным не получилось. Грустная мама встретила меня на вокзале и начала утешать, а я ей в ответ: «Я в числе победителей!» Сообщать эту новость было, конечно, очень приятно. Теперь и мои дети радуют своими победами, и это тоже мотивация.
— Если бы Вам снова было 17 лет, какие варианты Вы бы рассматривали для поступления как математик и почему?
Ещё в школе важно понять, что математика бывает разной. Если абитуриент хочет заниматься такими областями, как алгебра, геометрия, топология, анализ, и приложения для него не играют принципиальную роль, можно идти на факультет математики НИУ ВШЭ или поступить в мою alma mater, на мехмат МГУ. В случае если школьник хочет стать профессиональным математиком, но интересны, скорее, дискретная математика, математическая логика или теория вероятностей и математическая статистика, то можно подумать о поступлении на ФКН. Ну а если хочется изучать анализ данных, машинное обучение, программную инженерию, системное программирование, биоинформатику, финансовые технологии и видеть результаты своего труда в виде программного решения, готового продукта, то, считаю, выбор однозначен — только к нам на факультет.
Решить нестандартные задачи и попробовать себя в олимпиадном движении можно и на Сириус.Курсах. В онлайн-школе открыты 50 курсов по семи направлениям, включая математику, программирование и искусственный интеллект. Погружайтесь в любимый предмет, готовьтесь к олимпиадам и поступайте в вуз мечты вместе с нами!