Свои научные разработки одаренные школьники представили во время отбора на уральскую проектную смену в образовательный центр «Сириус». Чтобы попасть в Сочи, учащиеся школ Урала, Поволжья и Сибири презентовали представителям Уральского федерального университета машинку на солнечной батарее, инсулиновый браслет, природный аналог аспирина, исследования фракталов и многие другие проекты.
Отбирали старшеклассников по шести направлениям: «Биоресурсы и биотехнологии», «Информационные технологии», «Конструирование технических систем и объектов», «Современные нанотехнологии», «Космос. Земля. Навигация», а также «Химия».
Юные химики из екатеринбургской гимназии № 35 Алексей Мамаев и Ян Радомский представили уже опытным химикам свой проект «Открытие структуры инсулина. Инсулиновая помпа. Глюкотрол». Ребята предложили создать инсулиновый браслет, который при помощи приложения на смартфоне автоматизирует лечебный процесс для поддержания жизни пациента. По словам ребят, он проводит исследование организма, при необходимости записывает все показания и вводит инсулин.
Их коллега по химическому направлению из лицея при Томском политехническом университете Полина Грицык разработала природный аналог аспирина:
«В современном мире люди чаще стараются заменить синтетические вещества веществами природного происхождения, поэтому из коры ивы я выделяла и синтезировала салициловую кислоту для изготовления аспирина».
Представители нанотехнологического направления — десятиклассницы СУНЦ УрФУ — участницы Турнира юных физиков Дарья Разуева и Дарья Пасечник единственные подготовили видеопроект своего опыта по работе с фракталом. Они закрепили два стекла и показали опыт с помощью глицерина и капельницы с подкрашенной водой.
«Фрактал — это структура, подобная себе на многих уровнях. Типичные представители — дерево и коралл. В нанотехнологиях фракталы позволяют тратить гораздо меньше вещества при создании какого-нибудь катализатора, — рассказал член жюри, научный сотрудник ИЕНиМ УрФУ Максим Небогатиков. — Девочки из СУНЦ прекрасно представили свой опыт, к тому же они впервые работали с фракталами и с нуля собирали информацию. Также запомнился проект участницы из Томска — 3D-фрактальный шар, созданный в графическом редакторе и распечатанный на специализированном принтере. Успешно представила научную работу и ученица из Оренбурга — она создала на базе фрактала телевизионную антенну».
Удивляли экспертов и юные ученые-конструкторы. Ребята создали машину, работающую на солнечной батарее и сани на баллоне со сжатым воздухом.
«Принцип работы такого устройства довольно простой, но сборка очень трудоемкая и занимает много времени. У меня ушло около трех недель на проработку проекта и сборку машинки. В домашних условиях игрушечные машинки могут кататься не на батарейках, а благодаря солнечной энергии. Такой же принцип может применяться и к машинам большего размера, для этого достаточно масштабировать солнечные пластины и мотор», — рассказал автор проекта машины на солнечной батарее, десятиклассник СУНЦ УрФУ Александр Воронцов.
Ученик екатеринбургской гимназии № 35 Александр Петров добавляет: при создании саней, работающих на баллоне со сжатым воздухом, рассматривалось много аналогов подобной машины, его главной задачей было найти простую в реализации и дешевую модель.
«В основе моей модели лежит «водяная ракета», которую часто используют для подъема вверх, она взлетает более чем на 50 метров. В моем случае движение в горизонтальной плоскости, тяги для этого достаточно, поэтому я выбрал наиболее рациональное решение», — добавил юный изобретатель.
В очном этапе отбора на Уральскую проектную смену «Сириуса» принимают участие ребята из 12 регионов России, с ребятами из отдаленных регионов — ХМАО, ЯНАО, Хакасии и Кемеровской области — защита работ ведется онлайн. Всего к участию в конкурсе допущено 203 школьника. Имена победителей будут известны к 20 декабря. На Уральскую проектную смену в «Сириус» в феврале 2017 года поедут 180 ребят.
УрФУ — участник Проекта 5-100, ключевым результатом которого должно стать появление в России к 2020-му году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных задавать тенденции развития мирового высшего образования.
Источник: urfu.ru