Кто сказал, что математика занимается исключительно числами и измерениями? Между наукой и искусством, будь то музыка, поэзия, живопись или физика, - всегда была тесная взаимосвязь. О том, как великие художники использовали геометрические закономерности пространства в создании своих графических и сюрреалистических сюжетов, на лекции «Математика в изобразительном искусстве» воспитанникам январской смены рассказала Елена Анатольевна Труфанова, учитель математики МАОУ лицей № 23 г. Калининграда.
– Если на этапе создания автор подчинит зарисовку геометрическим законам, то получит объекты, подчиняющиеся законам композиции, пространства и перспективы. Таких образцов в искусстве много. Так, например, знаменитый голландский художник-график Мауриц Эшер черпал идеи из неевклидовой геометрии и экспериментировал с формами и пространствами в своих гениальных работах, – рассказывает о связи двух дисциплин Елена Труфанова.
Нидерландского художника-графика Эшера - одного из самых ярких представителей импарта (Impart – невозможное искусство), действительно, знал каждый европейский математик. В своих фантастических сюжетах он использовал самые разные математические концепции – от ленты Мебиуса до геометрии Лобачевского. Он экспериментировал с метаморфозами зрительных форм, соединял противоположности (день и ночь, внутреннее и внешнее и т. д.), использовал перспективу для мистификации восприятия и с помощью оптических иллюзий вводил зрителя в заблуждение.
– Я сегодня осознала, что геометрия является одной из важнейших составляющих изобразительного искусства. Думала, что кроме как в архитектуре, этой науке больше нигде нет места. Но, оказывается, и в дизайне, и в живописи есть одна общая проблема заполнения и замощения пространства. Не думала, что перспективу – обратную или линейную – можно разглядеть практически в любой картине. В любом изображении есть геометрия и пространство, которое можно трансформировать до бесконечности, – подводит итоги лекции Лидия Павлюченкова (15 лет, город Москва).