help@sochisirius.ru
1-24 ноября 2021

Ноябрьская химическая образовательная программа

Приём заявок для участия в конкурсном отборе открыт до 5 сентября 2021 года.
К участию в программе допускались только зарегистрировавшиеся школьники.

По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru.

Список участников образовательной программы
Результаты конкурсного отбора

Программы прошлых лет: 20202019, 2018

 

Описание проектов

В ходе программы школьники примут участие в исследовательских проектах:

1. Органический синтез в действии: красители, люминофоры и лекарства
2. Современные синтетические методы в химии: путь от колбы к чипу
3. Сравнение различных способов пробоподготовки при определении подвижных форм металлов в почвах
4. 
От ионов и молекул к магнитным наночастицам и далее к функциональным материалам на их основе
5. Получение микро- и нанодисперсных материалов и их использование

6. Хроматографический профиль антиоксидантов лекарственных и субтропических культур для контроля биотехнологических подходов
7. Простые синтезы для аналитической электрохимии. Сенсорные покрытия на основе галогенидов серебра
8. Разделение ионов редкоземельных элементов методами ионно-обменной хроматографии
9. Исследовательский проект «ЯМР в земном поле»
10. 
Полимерные мицеллярные катализаторы  в реакциях гидролиза

Описание проектов


1. Органический синтез в действии: красители, люминофоры и лекарства

Руководитель проекта: Ростовский Н. В.

Волонтер проекта: Филиппов И.П.

Аннотация проекта: Проект направлен на формирование представлений о целях и задачах органического синтеза, а также на получение практических навыков работы в области органического синтеза. В практическую часть проекта входят три экспериментальные задачи, демонстрирующие различные направления применения органического синтеза. Первой задачей является получение ряда азосоединений и изучение их спектральных и кислотно-основных свойств для применения в качестве индикаторов. С помощью синтезированных азокрасителей будет произведена окраска образцов одежды. Вторая задача проекта – это синтез лекарственного препарата N-(4-гидроксифенил)ацетамида – парацетамола. Третья задача – получение веществ, обладающих люминесценцией, в частности, флуоресцеина, а также демонстрация хемилюминесценции в реакции диарилоксалатов с перекисью водорода. В лекционной, теоретической части проекта будут рассмотрены методы синтеза и свойства аминов, солей диазония и азосоединений, а также аренов, карбоновых кислот и их производных. Учащиеся познакомятся с теорией цветности, электронными эффектами заместителей, основами ультрафиолетовой и инфракрасной спектроскопии, спектроскопии ядерного магнитного резонанса, овладеют основами органического синтеза, а также некоторыми методами очистки и идентификации органических веществ. Кроме того, учащиеся смогут проверить свои полученные теоретические знания в решении контрольных задач.

Презентация проекта

 


2. Современные синтетические методы в химии: путь от колбы к чипу

Руководитель проекта: Михайлов В.Н.

Волонтер проекта: Жуков А.С.

Аннотация проекта: Химия – ключевая наука 21 века. Интенсивное и гормоничное развитие всех сфер жизни человека напрямую связано с разработкой новых инновационных молекул и материалов. Однако современный синтез часто сопряжен с использованием токсичных, дурно пахнущих, взрывоопасных или пожароопасных реагентов. В связи с этим, растет интерес к новым безопасным и эффективным методологиям химического синтеза, что дополнительно стимулируется ужесточением экологических требований по всему миру. 

Переход на новый уровень безопасности и эффективности сопряжен с необходимостью в автоматизации и миниатюризации химического эксперимента. Данная образовательная программа направлена на формирование у школьников представлений о современной и безопасной методологии микрореакторного лабораторного химического синтеза, а также новых современных каталитических процессов в органический химии. 

Все чаще на смену традиционным реакциям приходят более эффективные превращения, катализируемые металлокомплексными системами. Наряду с микрореакторной методологией, каталитические превращения приводят к трансформации подходов органического синтеза.

Лекции и семинары будут посвящены:
– теории органической химии с обсуждением современных органических реакций, их механизмов и практической значимости; 
– теории проточных микрореакторных систем, где смешивание и реакция субстратов и реагентов протекает в тонких капилляре или канале в потоке в программируемом режиме;
– металлокомплексному катализу.

Экспериментальная работа будет включать разработку архитектуры микрофлюидного устройства с использованием современных систем автоматизированного проектирования. Участники проекта получат навыки изготовления функциональных чипов из стекла и силиконовых материалов на основе матрицы собственной разработки, выполненной с применением аддитивных технологий фотополимерной 3D-печати. Спроектированные и изготовленные микрореакторные установки будут использованы для проведения химического эксперимента. Учащиеся подберут оптимальные условия превращений и исследуют синтезированные продукты с помощью физико-химических методов анализа. Экспериментальное сравнение микрореакторной технологии с классическим синтезом позволит на практике оценить преимущества и недостатки каждой из представленных синтетических методологий.

В рамках ознакомления с практической стороной современной органической химии учащиеся также синтезируют катализаторы на основе карбеновых комплексов меди и оценят каталитическую способность данных соединений в условиях реакции азид-алкинового циклоприсоединения. Таким образом, по результатам реализации проекта, учащиеся смогут получить принципиально новые знания и практические навыки в области современного лабораторного химического синтеза. 

Презентация проекта

 


3. Сравнение различных способов пробоподготовки при определении подвижных форм металлов в почвах

Руководитель проекта: Савинов С.С.

Волонтер проекта: Терно П.В.

Аннотация проекта: Проект направлен на получение учащимися практических навыков в области аналитической химии (количественного химического анализа физико-химическими методами), что создает условия для самоопределения учащихся и последующего образовательно-профессионального выбора. Учащиеся получат опыт планирования аналитического эксперимента, познакомятся на практике с методиками пробоподготовки реальных природных объектов и последующего определения микроэлементного состава современными методами анализа, которые используются в практической деятельности химика-аналитика. Кроме того, учащиеся получат представления о способах обработки экспериментальных данных, приобретут опыт интерпретации результатов и их публичного представления.

Исследование, выполняемое в рамках проекта, носит прикладной характер, направлено на экспериментальную количественную оценку содержания металлов в природных объектах (почве). Теоретическая ценность проекта заключается в получении знаний о современных подходах к пробоподготовке и анализу реальных объектов, ознакомлении с теорией физико-химических методов анализа. Практическая ценность обусловлена получением опыта экспериментальной работы, которая предполагает использование описанных подходов на практике, приобретением первичных навыков химика-аналитика и знакомством с направлениями деятельности данной профессии.

Цель проекта: освоение теоретической базы и получение экспериментальных навыков работы с современными методами анализа и подходами к пробоподготовке реальных объектов, которые используются в повседневной практике аналитической химии и химического анализа.

Презентация проекта

 


4. От ионов и молекул к магнитным наночастицам и далее к функциональным материалам на их основе

Руководители проекта: Ванин А.А., Пажельцев В.В.

Аннотация проекта: В ходе выполнения проекта участники познакомятся с подходом «снизу вверх» при создании наноматериалов, суть которого в направленном химическом синтезе из ионов и молекул частиц нанометрового размера и последующем приготовлении коллоидных систем. В теоретической части будут рассмотрены темы: взаимодействие магнитного поля с веществом, приготовление и устойчивость коллоидных систем, полимеры.

В практической части проекта предлагается:
– получить несколькими способами магнитные наночастицы магнетита и ряда ферритов со структурой обращенной шпинели,
стабилизировать дисперсии магнитных наночастиц,
приготовить магнитные жидкости на водной и гексановой основе и исследовать их магнитные и коллоидно-химические свойства,
получить магнитные адсорбенты, исследовать их сорбционные свойства в отношении ряда ионов тяжелых металлов.

Презентация проекта

 


5. Получение микро- и нанодисперсных материалов и их использование

Руководители проекта: Рогожин В.Б., Лезова А.А.

Аннотация проекта: В последнее время значительное внимание уделяется вопросам получения и исследования микро- и нанодисперсных материалов. Вызвано это тем, что уменьшение характерных размеров (диаметра частиц, толщины волокон, входящих в состав материала и т.д.) ведет к увеличению его каталитической активности, активности в твердофазных реакциях, процессах спекания. Кроме того, в нанодисперсном состоянии начинают проявляться  особые свойства вещества (магнитные, оптические и др.), обусловленные проявлением квантовых эффектов. 

В проекте будут рассмотрены способы получения микро- и наноматериалов на основе частиц, а также волокон различного состава (низкомолекулярные вещества, полимеры) методами распылительной сушки, электрораспыления и электроформирования волокон (электроспиннинг). 

Возможные приложения: наполнители для композитных материалов, управляемые интеллектуальные материалы, микро- и наноструктурированные катализаторы и т.д. 

Презентация проекта

 


6. Хроматографический профиль антиоксидантов лекарственных и субтропических культур для контроля биотехнологических подходов

Руководитель проекта: Бессонова Е.А.

Волонтер проекта: Карпицкий Д.А.

Аннотация проекта: Природные флавоноиды, танины, фенолкарбоновые кислоты и другие вещества, содержащиеся в пищевых и лекарственных растениях, проявляют выраженную антиоксидантную активность и способны эффективно обезвреживать свободные радикалы в тканях человека. Среди природных растений цитрусовые сорта, чай и растения видов Ириса обладают широким спектром биологической активности благодаря большому разнообразию активных веществ, входящих в их состав. В их листьях содержатся органические кислоты, сахара, витамины, биофлавоноиды, каротин, гликозиды (понцирин, нарингин, геспередин, цитронин, танжеридин, рутиноцид и др.), обладающие свойствами Р-активных веществ, минеральные вещества — соли кальция, фосфора, железа и другие регулирующие обмен вещества, укрепляющие кровеносные сосуды. 

Биологически активные вещества в течение многих десятилетий получали преимущественно из дикорастущих лекарственных растений. Однако такой подход со временем приводит к исчерпанию их природных популяций и ставит отдельные виды лекарственных растений на грань исчезновения. Нельзя забывать и о том, что многие лекарственные растения относятся к исчезающим видам, имеющим узкий ареал распространения. 

Существует два основных подхода повышения содержания биологически активных соединений в растительном сырье – это создание сортов сельскохозяйственных культур с повышенным содержанием веществ и разработка биотехнологии направленного биосинтеза веществ в растительном сырье. Такие биотехнологические подходы, как гидропонные технологии, позволяют наладить крупномасштабное выращивание растений и направленное производство ценных биологически активных веществ.

В ходе проекта участники познакомятся с технологией создания селекционных сортов и производства черного и зеленого чая, изучат теоретические и практические основы хроматографии и капиллярного электрофореза, проведут сравнительный анализ результатов, полученных этими методами, научатся выделять и проводить идентификацию биологически-активных веществ. Особое внимание в проекте будет уделено методам подготовки пробы к анализу – очистке и концентрированию биологически активных веществ в растительных объектах. Участники проекта познакомятся с актуальными методами хемометрической обработки многомерных данных, которые позволят связать качество исследуемых объектов и их полезные свойства с содержанием конкретных компонентов и, тем самым, оптимизировать биотехнологию получения сырья и сделать выбор наиболее перспективных селекционных сортов растений.

Презентация проекта

 


7. Простые синтезы для аналитической электрохимии. Сенсорные покрытия на основе галогенидов серебра

Руководитель проекта: Пешкова М.А.

Волонтер проекта: Похвищева Н.В.

Аннотация проекта: Суть проекта заключается в исследовании условий получения галогенид-серебряных электродов второго рода и апробация их в качестве электродов сравнения и индикаторных электродов в прямой потенциометрии.

Целью проекта является обучение школьников теоретическим основам функционирования гальванических ячеек и электродов, химическим и электрохимическим методам получения нерастворимых покрытий для создания электродов второго рода и принципам их применения в качестве электродов сравнения.

Задачами и результатами проекта будут являться:

– теоретическая подготовка: понимание школьниками основных физико-химических процессов, лежащих в основе электроаналитической химии: электрохимическое равновесие, понятие гальванического элемента, принцип действия электродов первого и второго рода, понятие об электродах сравнения, равновесные электрохимические измерения и метод прямой потенциометрии, основы функционирования гальваностатов и высокоомных вольтметров;
– экспериментальная подготовка: освоение химической и электрохимической методик получения покрытий на основе галогенидов серебра для создания электродов второго рода; получение навыков измерений э.д.с. в простых гальванических ячейках, интерпретации электрического сигнала;
– формирование универсальных исследовательских навыков: установление связи между условиями получения нерастворимых покрытий и их свойствами на микро- и макроуровне;
– создание работоспособных электродов сравнения на основе галогенидов серебра и количественная проверка их работоспособности в ходе прямой потенциометрии.

Презентация проекта

 


8. Разделение ионов редкоземельных элементов методами ионно-обменной хроматографии

Руководители проекта: Курапова О.Ю., Глухарев А.Г.

Аннотация проекта: Проект знакомит обучающихся с теоретическими и практическими аспектами протекания ионно-обменных процессов, строением и свойствами органических и неорганических ионитов, а также основами физической химии. Особое внимание в проекте будет уделено изучению химического равновесия. В настоящее время ионный обмен играет значительную роль для обеспечения безопасности на производствах, очистки сточных вод, очистки растворов от определенного типа ионов (катионов тяжелых металлов, радионуклидов, умягчения воды), получения веществ, прямой синтез которых невозможен, разделения аминокислот и витаминов. Участникам проекта предлагается ознакомиться с основами синтеза и структурой ионитов, экспериментального определения основных физико-химических характеристик ионитов (констант обмена, обменной емкости), основ хроматографического разделения ионов, а также самостоятельного подбора оптимальных условий для разделения сложных смесей редкоземельных элементов, а также «дидима» на Pr3+ и Nd3+ с помощью ионно-обменной хроматографии.

Презентация проекта

 


9. Исследовательский проект «ЯМР в земном поле»

Руководители проекта: Иевлев А.В., Куприянов П.А.

Аннотация проекта: Курс экспериментальных работ в рамках проекта по ЯМР в земном поле позволит школьникам полностью ознакомиться со всеми основными методами ЯМР, а так же с его особенностями в слабых магнитных полях.

Проект нацелен в основном на изучение возможностей ядерного магнитного резонанса, поскольку методы ЯМР являются одним из самых мощных инструментов для неразрушающего изучения, как физико-химических свойств различных веществ, так и исследования самой структуры вещества. Кроме того магнитный резонанс имеет достаточно широкие применения, такие как ЯМР-томография и магнитометрия, огромным плюсом к этому могут послужить возможности близких явлений ЭПР (электронного парамагнитного резонанса) и ЯКР (ядерного квадрупольного резонанса) с которыми так же познакомятся участники проекта.

Порядок работ выстроен так, что школьники сначала получат необходимую начальную информацию о явлении и научатся работать с приборами: ЯМР-магнитометром и ЯМР-спектрометром, работающих в слабых магнитных полях. В этом проекте школьникам придётся научиться настраивать экспериментальную установку, находить сигнал ЯМР, добиваться оптимальных режимов работы, регистрировать спектры ЯМР в земном магнитном поле, вычислять некоторые характеристики веществ, а так же получать карты магнитного поля Земли.

Презентация проекта

 


10. Полимерные мицеллярные катализаторы  в реакциях гидролиза

Руководитель проекта: Фетин П.А.

Аннотация проекта: Проект посвящен синтезу полимерных мицеллярных катализаторов и исследованию их каталитической активности на модельной реакции щелочного гидролиза. Основным структурным фрагментом катализатора будут звенья поверхностно-активного мономера 11-акрилоилоксиундецилтриметиламмоний бромида (АУТА-Br). Это соединение способно к свободно-радикальной полимеризации с термическим инициированием. В проекте будут получены растворимые в воде, а также гидрогелевые структуры (ограниченно набухающие в воде)   гомо и сополимеров АУТА-Br с мономерами  различной функциональности.  Для тестирования каталитической активности будет использована модельная реакция щелочного гидролиза малополярного субстрата. На ускоряющий эффект подобных каталитических систем влияет множество структурных параметров катализатора.   

Одним из ключевых факторов, вызывающих ускорение химической реакции, является концентрирование субстрата и реагента в полимерных мицеллах. Подобные каталитические системы могут найти применения  в процессах переработки  токсичных отходов фосфор отравляющих  веществ.  Разработка полимерных мицеллярных катализаторов полностью соответствует концепции «Зеленой химии», так как отрывает возможности проведения многих органических  реакции в воде, исключая использование органических растворителей. 

В ходе выполнения проекта школьники познакомятся с теоретическими и экспериментальными основами химии высокомолекулярных соединений, а также получат опыт применения современных спектральных методов исследования органических веществ и изучения кинетики химических реакции.   

Презентация проекта

Участники и порядок отбора

К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 9-11-х классов (на 1 сентября 2021 года) образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования.

Отбор участников образовательной программы производится на основании рейтинга, определяемого на основании оценки достижений кандидата в олимпиадном движении и исследовательской работе.

Шкала перевода достижений в рейтинговые баллы:
Успехи на заключительных этапах олимпиад по химии (максимальный балл – 60, учитываются только результаты  2020/21 года)

Олимпиада

Победитель

Призер

Всероссийская олимпиада школьников

60

50

Олимпиады РСОШ 1 уровня

50

40

Олимпиады РСОШ 2 уровня

40

25

Олимпиады РСОШ 3 уровня

25

10

Также могут быть учтены результаты регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников:
65-80 баллов  20
более 80 баллов  35

Исследовательская деятельность в области химических наук (максимальный балл – 40, учитываются только результаты  2020/21 года)

Представительность участников конференции

Победитель

Призер

8 субъектов Российской Федерации и более

40

30

от 2 до 7 субъектов Российской Федерации

30

20

Представители одного субъекта Российской Федерации, не менее 10 образовательных учреждений

20

10

Другие

1-5

 

Подтверждающие документы – сканы дипломов и грамот, копия Положения о конференции, содержащая информацию о ее статусе (ссылка на интернет-ресурс, содержащий информацию о числе участников, призеров, победителей) информация о теме представленного доклада и реферат работы/презентация доклада. 

Для перечисленных ниже мероприятий представлять Положение и ссылки на интернет-ресурсы не нужно.

Список наиболее значимых мероприятий:
1. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы»;
2. Школьные чтения имени Вернадского;
3. Школьные Харитоновские чтения;
4. Сахаровские чтения;
5. Конференция Intel Авангард;
6. Всероссийская научно-практическая конференции школьников по химии (СПбГУ);
7. Балтийский инженерный конкурс;
8. Открытая научно-практическая конференция школьников (Москва);
9. Международная научно-практическая конференция им. проф. Л.П. Кулёва студентов и молодых ученых «Химия и химическая технология в XXI веке» (работает школьная секция);
10. Казань. «Нобелевские надежды КНИТУ»;
11. Конкурс «Junior Skills»;
12. Региональные и заключительные этапы Всероссийского турнира школьников по химии.

К участию в образовательной программе не допускаются участники августовской образовательной программы по химии (3-26 августа 2021 года).

Школьники, приглашенные на ноябрьскую образовательную программу по химии, не смогут принять участие в апрельской образовательной программе по химии (2022 года).

Список школьников, приглашенных к участию в образовательной программе, публикуется на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 13 сентября 2021 года

Руководитель программы

Карцова
Анна Алексеевна

Профессор кафедры органической химии Института химии СПбГУ, почетный профессор СПбГУ, куратор химического отделения и преподаватель химии в Академической гимназии СПбГУ имени Д.К.Фаддеева, заслуженный учитель России, лауреат университетской премии «За педагогическое мастерство», лауреат премии Фонда «Династия» «За выдающиеся заслуги в образовании», лауреат премии Научного Совета РАН, доктор химических наук

Преподаватели

Балова
Ирина Анатольевна

Директор Института химии СПбГУ, профессор, доктор химических наук

Бессонова
Елена Андреевна

Доцент кафедры органической химии СПбГУ, преподаватель химии и научный руководитель исследовательских работ учащихся Академической гимназии СПбГУ, преподаватель учебных сессий в центре «Интеллект» (Ленинградская область), член жюри Всероссийской научно-практической конференции школьников по химии, кандидат химических наук

Ванин
Александр Александрович

Доцент кафедры физической химии Института химии СПбГУ, кандидат химических наук

Глухарев
Артем Геннадьевич

Ассистент Института химии СПбГУ

Горбунова
Юлия Германовна

Профессор, член-корреспондент Российской академии наук

Жуков
Александр Сергеевич

Студент Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета)

Иевлев
Александр Вячеславович

Научный сотрудник физического факультета СПбГУ

Калинин
Евгений Олегович

Старший преподаватель Института химии СПбГУ

Карпицкий
Дмитрий Александрович

Магистрант Института химии СПбГУ

Карцова
Людмила Алексеевна

Профессор кафедры органической химии СПбГУ, доктор химических наук

Курапова
Ольга Юрьевна

Доцент кафедры физической химии Института химии СПбГУ, кандидат химических наук

Лезова
Александра Андреевна

Доцент кафедры молекулярной биофизики и физики полимеров физического факультета СПбГУ, кандидат физико-математических наук

Михайлов
Владимир Николаевич

Доцент кафедры органической химии Института химии СПбГУ, кандидат химических наук

Москвин
Сергей Анатольевич

Учитель химии гимназии №9 (Екатеринбург), заслуженный учитель России, лауреат премии Фонда «Династия» «За выдающиеся заслуги в образовании»

Пажельцев
Василий Витальевич

Инженер учебной лаборатории по неорганической химии Института химии СПбГУ

Пешкова
Мария Анатольевна

Доцент кафедры физической химии Института химии СПбГУ, кандидат химических наук

Похвищева
Надежда Викторовна

Аспирант, стажер-исследователь Института химии СПбГУ

Рогожин
Вячеслав Борисович

Старший преподаватель кафедры молекулярной биофизики и физики полимеров физического факультета СПбГУ, кандидат физико-математических наук

Ростовский
Николай Витальевич

Доцент кафедры органической химии СПбГУ, преподаватель учебных сессий в центре «Интеллект» (Ленинградская область), председатель предметно-методической комиссии Санкт-Петербургской городской олимпиады школьников по химии, член оргкомитета Всероссийской научно-практической конференции школьников по химии, кандидат химических наук

Савинов
Сергей Сергеевич

Старший преподаватель кафедры аналитической химии Института химии СПбГУ, кандидат химических наук

Скрипкин
Михаил Юрьевич

Доцент кафедры неорганической химии Института химии СПбГУ, кандидат химических наук

Терно
Павел Владимирович

Магистрант Института химии СпбГУ

Тумкин
Илья Игоревич

Старший преподаватель Института химии СПбГУ, кандидат химических наук

Фетин
Петр Александрович

Доцент кафедры высокомолекулярных соединений Института химии СПбГУ, кандидат химических наук

Фетина
Вероника Ивановна

Инженер-исследователь Института химии СПбГУ

Филиппов
Илья Павлович

Инженер-исследователь Института химии СПбГУ

Положение о программе

Положение о Ноябрьской химической образовательной программе
Образовательного центра «Сириус»

1. Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Ноябрьской химической образовательной программы Образовательного центра «Сириус» (далее – образовательная программа), ее методическое и финансовое обеспечение.

1.1. Образовательная программа по химии проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех) с 1 по 24 ноября 2021 года.

1.2. Общее число участников образовательной программы: до 70 человек. Из них: 11 класс – до 10 чел., 10 класс – до 50 чел., 9 класс – до 10 чел.

Координационный совет программы оставляет за собой право скорректировать указанные квоты в зависимости от количества поданных заявок и итогового рейтинга кандидатов.

1.3. Принять участие в образовательной программе могут только зарегистрировавшиеся школьники.

1.4. Для участия в конкурсном отборе на Ноябрьскую химическую образовательную программу приглашаются школьники 9-11 классов (по состоянию на 1 сентября 2021 года) из образовательных организаций всех регионов России, реализующих программы общего и дополнительного образования.

1.5. Принять участие в образовательной программе могут только граждане Российской Федерации.

1.6. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» (далее – Фонд) по направлению «Наука».

1.7. Научно-методическое и кадровое сопровождение образовательной программы осуществляют сотрудники Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет».

1.8. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда по направлению «Наука».

1.9. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы. 

1.10. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу  (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключен из конкурсного отбора.

1.10. В течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) допускается участие школьников не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.

2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Образовательная программа направлена на формирование у школьников представлений о современной методологии и технике лабораторного химического синтеза и анализа.

2.2. Задачи образовательной программы:

— развитие теоретических и экспериментальных навыков в области методологий и техник современной органической, аналитической, неорганической и физической химии,
развитие практико-ориентированного мышления и умения работать в коллективе в процессе выполнения практико-ориентированных задач,
развитие навыков решения нестандартных задач, подготовка к участию в олимпиадах различных уровней, химических турнирах,
подготовка к участию во всероссийской олимпиаде школьников по химии, Международной Менделеевской олимпиаде.

3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется Координационным советом, формируемым Руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании Порядка отбора школьников на профильные образовательные программы Фонда по направлению «Наука», а также требований, изложенных в настоящем Положении.

3.2. К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 9-11-х классов (на 1 сентября 2021 года) образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования.

3.3. Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на сайте Образовательного центра «Сириус».

Регистрация на программу открыта до 5 сентября 2021 года.

3.4. Отбор участников образовательной программы производится на основании рейтинга, определяемого на основании оценки достижений кандидата в олимпиадном движении и исследовательской работе.

3.4.1. Максимальный суммарный балл – 100. Учитывается одно максимальное значение за участие в олимпиадах и одно за исследовательскую деятельность.

Шкала перевода достижений в рейтинговые баллы, а также список необходимых подтверждающих документов:

3.4.1.1. Успехи на заключительных этапах олимпиад по химии (максимальный балл – 60, учитываются только результаты  2020/21 года)

Олимпиада

Победитель

Призер

Всероссийская олимпиада школьников

60

50

Олимпиады РСОШ 1 уровня

50

40

Олимпиады РСОШ 2 уровня

40

25

Олимпиады РСОШ 3 уровня

25

10

Также могут быть учтены результаты регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников:
— 65-80 баллов 20
более 80 баллов 35

Результаты других олимпиад (в том числе муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников и отборочных этапов олимпиад перечня РСОШ) не учитываются.

Сведения для оценки академических достижений формируются автоматически на основании данных из Государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности.

Прикладывать к заявке подтверждающие документы не требуется.

3.4.1.2. Исследовательская деятельностьв области химических наук (максимальный балл – 40, учитываются только результаты  2020/21 года)

Представительность участников конференции

Победитель

Призер

8 субъектов Российской Федерации и более

40

30

от 2 до 7 субъектов Российской Федерации

30

20

Представители одного субъекта Российской Федерации, не менее 10 образовательных учреждений

20

10

Другие

1-5

 

Подтверждающие документы – сканы дипломов и грамот, копия Положения о конференции, содержащая информацию о ее статусе (ссылка на интернет-ресурс, содержащий информацию о числе участников, призеров, победителей) информация о теме представленного доклада и реферат работы/презентация доклада. 

Для перечисленных в п. 3.4.2. мероприятий представлять Положение и ссылки на интернет-ресурсы не нужно.

3.4.2. Список наиболее значимых мероприятий:
1. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы»;
2. Школьные чтения имени Вернадского;
3. Школьные Харитоновские чтения;
4. Сахаровские чтения;
5. Конференция Intel Авангард;
6. Всероссийская научно-практическая конференции школьников по химии (СПбГУ);
7. Балтийский инженерный конкурс;
8. Открытая научно-практическая конференция школьников (Москва);
9. Международная научно-практическая конференция им. проф. Л.П. Кулёва студентов и молодых ученых «Химия и химическая технология в XXI веке» (работает школьная секция);
10. Казань. «Нобелевские надежды КНИТУ»;
11. Конкурс «Junior Skills»;
12. Региональные и заключительные этапы Всероссийского турнира школьников по химии.

Координационный совет оставляет за собой право корректировать список по итогам экспертизы мероприятий. Окончательный список будет опубликован 8 сентября 2021 года.

3.4.3. При одинаковой сумме баллов приоритет отдается участнику, набравшему большее количество баллов за исследовательскую деятельность. При равенстве баллов за проектную деятельность приоритет отдается кандидату, не участвовавшему до этого в программах центра "Сириус".

3.4.4. Координационный совет оставляет за собой право изменять указанные в п. 3.4.1.2 баллы на основании независимой экспертизы представленной защищенной работы или нового проекта.

3.4.5 Предварительный рейтинг будет опубликован не позднее 10 сентября.

3.5. К участию в образовательной программе не допускаются участники августовской образовательной программы по химии (3-26 августа 2021 года).

Школьники, приглашенные на ноябрьскую образовательную программу по химии, не смогут принять участие в апрельской образовательной программе по химии (2022 года).

3.6. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Решение о замене участников принимается Координационным советом программы.

Внесение изменений в список участников программы происходит до 18 октября 2021 года.

3.7. Список школьников, приглашенных к участию в образовательной программе, публикуется на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 13 сентября 2021 года

4. Аннотация образовательной программы
Образовательная программа направлена на формирование у школьников представлений о современной методологии и технике лабораторного химического синтеза и анализа.

В рамках образовательной программы освещаются аппаратурные возможности и инструменты современных синтетических лабораторий. Учащиеся познакомятся с теорией механохимических, фотохимических, электрохимических и микроволновых методов синтеза органических и неорганических соединений. Особое внимание уделяется свойствам (в т.ч., органолептическим) синтезируемых веществ и их связи со структурой соединений, а также сфере их применения.

В образовательную программу также включены научные и научно-популярные лекции преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета, олимпиадные тренинги, научно-практическая конференция.

5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда, пребывания и питания школьников - участников образовательной программы - осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».

Подать заявку
© 2015–2021 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!