help@sochisirius.ru
3-25 января 2024

Январская математическая образовательная программа

Приём заявок для участия в конкурсном отборе открыт до 30 сентября 2023 года.
К участию в программе допускаются только зарегистрировавшиеся школьники.

 

Список участников образовательной программы

По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru.


Программы прошлых лет: 202320222021202020192018

 

О программе

Образовательная программа была ориентирована на развитие математических способностей учащихся. Программа включала занятия по различным разделам математики: алгебре, геометрии, комбинаторике и теории чисел, лекции ведущих ученых по математике и естественным наукам («Математическая составляющая» Н.Н. Андреева, «Математическое моделирование в нефтегазовом инжиниринге и биомедицине» Ю.В. Василевского и др. ), а также практические занятия.

В рамках программы школьники 7 класса осваивали базовые идеи и методы олимпиадной математики, школьники 8–9 классов изучали олимпиадную математику на углубленном уровне.

Распределение внутри параллели осуществлялось случайным образом – в одной учебной группе оказывались обучающиеся с разным уровнем подготовки. Программа занятий в каждой группе была разделена на 5 учебных циклов продолжительностью по 3–4 дня. Программой были предусмотрены индивидуальные консультации и устный прием задач. В завершение программы проводился зачет. 

Материалы программы

7 класс

Темы: Геометрия. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник. Прямоугольные треугольники. Параллельность. Дополнительные построения. Алгебра. Формулы сокращенного умножения. Переменные. Треугольник Паскаля и бином Ньютона. Комбинаторика сочетаний. Теория чисел. НОД и НОК. Разложение числа на простые множители. Делимость и остатки. Постоянство и полупостоянство. Основная теорема арифметики. Графы и двойные подсчеты. Игры. 

Группа 7-1
Группа 7-1. Письменная олимпиада
Группа 7-2
Группа 7-2. Письменная олимпиада
Группа 7-3
Группа 7-3. Письменная олимпиада
Группа 7-4
Группа 7-4. Письменная олимпиада
Вопросы к зачету. 7 класс

8 класс

Темы:  Игры: симметричная стратегия, полный анализ, ответный ход.  Геометрия. Параллелограмм.  Средняя линия. Трапеция. Теорема Фалеса. Подобие. Ортоцентр. Теория чисел. Разложение на простые множители. Клетчатая комбинаторика: подсчеты, оценки, раскраски. Алгебра. Неравенства. Неравенство о средних. Огрубление неравенств.  Транснеравенство. Процессы: монотонная величина, постоянное свойство. Клетки и процессы. 

Группа 8-1
Группа 8-2
Группа 8-3
Зачетная работа. 8 класс

9 класс

Темы: Неравенства. Квадратный трехчлен.  Алгоритмы. Оценка, примеры и принцип Дирихле. Точки и отрезки. Многоугольники. Выпуклость и выпуклая оболочка. Теорема Хелли. Алгебра. Теория чисел.  

Группа 9-1
Группа 9-2
Группа 9-3
Задачи к зачету. 9 класс 

Участники и порядок отбора

Результаты заключительного отборочного тура (после апелляции)

Результаты заключительного отборочного тура (до апелляции)
поиск ведётся по ID личного кабинета (начинается на 1001...)

​Решения заданий заключительного тураКритерии оценки

Список участников заключительного отборочного тура
Решения заданий дистанционного тура: 7 класс8 класс9 класс

К участию в конкурсном отборе на образовательную программу приглашаются школьники 7–9 классов (на сентябрь 2023 года) образовательных организаций Архангельской, Белгородской, Брянской, Калининградской, Ленинградской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Самарской, Смоленской, Тверской областей, республик Карелии и Коми, а также Киргизской Республики, Республики Азербайджан, Республики Молдова и Республики Таджикистан.

К участию в конкурсном отборе в виде исключения могут быть допущены школьники 6 класса (на сентябрь 2023 года), прошедшие отбор по правилам 7 класса. 

Отбор участников образовательной программы осуществляется в два этапа. Первый этап отбора — дистанционный учебно-отборочный курс на платформе «Сириус.Курсы». Второй этап отбора — заключительный отборочный тур, который проводится в регионах Российской Федерации, а также в Киргизской Республике, Республике Азербайджан, Республике Молдова и Республике Таджикистан.

Дистанционный учебно-отборочный курс будет проходить с 14 сентября по 28 октября 2023 года.

В рамках дистанционного учебно-отборочного курса оценивается успешность освоения учебного материала, а также результат, показанный на дистанционном тестировании по итогам дистанционного учебно-отборочного курса. Дистанционное тестирование состоится 28 октября 2023 года.

На заключительный отборочный тур без прохождения дистанционного учебно-отборочного курса приглашаются школьники, получившие «зачет» или «зачет с отличием» по итогам дистанционного обучения (февраль — июнь 2023 года) на платформе «Сириус.Курсы» (для участников Январской математической образовательной программы 2023 года и участников программ регионального сопровождения).

Заключительный отборочный тур будет проводиться 11 ноября 2023 года.

Предварительные результаты заключительного тура будут опубликованы не позднее 27 ноября 2023 года.

 

К участию в образовательной программе не допускаются участники июньской математической школы 2023 года для участников Заключительного этапа олимпиады имени Леонарда Эйлера.

Список школьников, приглашенных для участия в образовательной программе, будет опубликован не позднее 30 ноября 2023 года.

Информационный плакат для доски объявлений

Руководители программы

Сухов
Кирилл Андреевич

Учитель математики Президентского физико-математического лицея № 239 (Санкт-Петербург), член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, главный тренер сборной России на Международной олимпиаде школьников по математике, почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, золотой медалист Международной математической олимпиады (2002)

Пратусевич
Максим Яковлевич

Директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Президентский Физико-математический лицей №239»

Преподаватели

Агаханов
Назар Хангельдыевич

Доцент кафедры высшей математики Московского физико-технического института, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, лидер российской команды на Международной математической олимпиаде, заслуженный работник высшей школы, лауреат премии Правительства в области образования (2010 г.), обладатель государственной награды Российской Федерации — медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, кандидат физико-математических наук

  

Антропов
Александр Владимирович

Преподаватель всероссийских летних математических школ, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и других мероприятий, член жюри Международной олимпиады по математике (2020, 2021)

Бечина
Анна Ильинична

Аспирантка математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, член предметно-методической комиссии и член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, преподаватель регионального центра выявления и поддержки одаренных детей «Интеллект» (Ленинградская область)

Бродский
Давид Юрьевич

Студент 4 курса факультета «Математика» НИУ ВШЭ, член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, член жюри Геометрической олимпиады имени И.Ф.Шарыгина

Власова
Надежда Юрьевна

Педагог дополнительного образования ФМЛ№239, член методического совета математической олимпиады имени Л.Эйлера, член жюри Международной математической олимпиады (2020, 2021)

Волчёнков
Сергей Геннадьевич

Доцент Ярославского государственного университета имени П.Г.Демидова, член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, кандидат технических наук

Гнусов
Александр Алексеевич

Студент 1 курса направления «Математика» СПбГУ, золотой медалист международной олимпиады по математике 2023, победитель всероссийской олимпиады по математике 2022 и 2023

Губкин
Павел Васильевич

Аспирант Санкт-Петербургского отделения Математического института имени В. А. Стеклова РАН (ПОМИ РАН), выпускник магистратуры «Современная математика» МКН СПбГУ

Досполова
Мария Каиржановна

Аспирантка Санкт-Петербургского отделения Математического института имени В. А. Стеклова РАН (ПОМИ РАН), выпускница магистратуры «Современная математика» МКН СПбГУ

Иванина
Наталья Сергеевна

Педагог дополнительного образования Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург)

Имайкина
Екатерина Александровна

Студентка 4 курса МФТИ, преподаватель дополнительного образования школы №444 (г. Москва), преподаватель ЗФТШ при МФТИ

Кожевников
Павел Александрович

Доцент Московского физико-технического института, тренер сборной России на Международной олимпиаде школьников по математике, член редколлегии журнала «Квант», член Центральной предметной методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, золотой медалист международной олимпиады по математике (1992), кандидат физико-математических наук

  

Коротченко
Таисия Сергеевна

Студентка Санкт-Петербургского государственного университета, призер международной олимпиады школьников по математике (2022)

Кузнецов
Александр Сергеевич

Лаборант-исследователь исследовательской лаборатории имени П.Л. Чебышева, педагог дополнительного образования Президентского физико-математического лицея № 239 (Санкт-Петербург), член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, призер Международной математической олимпиады (2015)

Кушнир
Андрей Юрьевич

Педагог дополнительного образования Центра педагогического мастерства (Москва), призер ВсОШ в по математике (2007–2010), член методических комиссий и член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике в Москве, Московской математической олимпиады и других, заместитель руководителя сборной России на международной математической олимпиаде (2020), лауреат гранта мэра Москвы в сфере образования (2016–2018)

Кушпель
Надежда Николаевна

Доцент кафедры алгебры факультета математики РГПУ имени А.И.Герцена, преподаватель математического центра Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург)

Мигрин
Виктор Валерьевич

Преподаватель математики президентского Физико-математического лицея № 239

Москаленко
Тимофей Дмитриевич

Студент 3 курса факультета МКН СПбГУ, призёр заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, преподаватель Центра Развития Одарённых Детей

Ниренбург
Татьяна Леонидовна

Учитель математики Санкт-Петербургского губернаторского физико-математического лицея №30, победитель конкурса учителей в рамках национального проекта «Образование», лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в области образования, почётный работник, методист ГБУ ДППО ЦПКС «ИМЦ» Василеостровского района Санкт-Петербурга, преподаватель СПб АППО им. Ушинского, кандидат педагогических наук

Подаев
Михаил Валерьевич

Преподаватель математики Центра поддержки одаренных детей «Стратегия» (Липецк), преподаватель олимпиадных школ при МФТИ, кандидат педагогических наук

Пусев
Руслан Сергеевич

Преподаватель департамента информатики Санкт-Петербургского филиала Высшей школы экономики, методист Ленинградского областного центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект», член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике в Ленинградской области, кандидат физико-математических наук

Редина
Лилия Александровна

Студентка 2 курса направления Прикладной математики и информатики НИУ ВШЭ, двухкратный призер Всероссийской олимпиады школьников по математике, победитель Женской китайской олимпиады по математике CGMO, серебряный призер Международной студенческой олимпиады по математике IMC

Самсонов
Владислав Андреевич

Студент 1 курса Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, преподаватель математики АПО

Саханевич
Михаил Владимирович

Учитель математики школы Центра педагогического мастерства (Москва), преподаватель регионального центра развития талантов «Аврора», председатель региональной предметно-методической комиссии всероссийской олимпиады школьников по математике (Уфа), победитель творческого конкурса Московского центра непрерывного математического образования, трехкратный лауреат конкурса лучших учителей Минобразования и науки РФ, заслуженный учитель РФ

Смирнов
Александр Викторович

Научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Математического института имени В.А. Стеклова РАН

Соломин
Вадим Николаевич

Учитель математики Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург), победитель приоритетного национального проекта «Образование» в городе Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» (2012), почетный работник общего образования

Солынин
Андрей Александрович

Старший преподаватель кафедры высшей геометрии математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Юношеской математической школы (г. Санкт-Петербург), кандидат физико-математических наук

Суслина
Мария Евгеньевна

Учитель математики Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург)

Тя
Глеб Мангукович

Педагог дополнительного образования Центра развития одаренных детей (Калининград)

Туревский
Максим Александрович

Студент 1 курса направления «Математика» СПбГУ, абсолютный победитель международной студенческой олимпиады по математике IMC-2023, золотой медалист Международной олимпиады 2021

Филатов
Егор Константинович

Победитель Всероссийского педагогического конкурса «Сердце отдаю детям», призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и физике

Франк
Владислав Игоревич

Учитель математики высшей категории Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург), победитель открытого конкурса для учителей математики (2015, 2017, 2019)

Хазиева
Динара Ренатовна

Педагог дополнительного образования МБУДО «Городской дворец детского творчества им. А. Алиша» г. Казани, член жюри республиканской олимпиады по математике

Шарафетдинова
Галия Маратовна

Студентка 2 курса факультета «Математика и компьютерные науки» СПбГУ, золотая медалистка Европейской женской олимпиады по математике, золотая медалистка (абсолютный результат) Международной математической олимпиады (2022), тренер сборной РФ по математике

Положение о программе

Положение о Январской математической образовательной программе
Образовательного центра «Сириус»

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Январская математической образовательной программы Образовательного Фонда «Талант и успех» (далее — Фонд), ее методическое и финансовое обеспечение.

1.2. Январская математическая образовательная программа (далее — образовательная программа, Программа) проводится в Образовательном центре «Сириус» с 3 по 25 января 2024 года.

Тип программы: учебная региональная программа.

1.3. Для участия в образовательной программе приглашаются школьники 7–9 классов (на сентябрь 2023 года) из образовательных организаций субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 1.4. настоящего Положения, а также Киргизской Республики, Республики Азербайджан, Республики Молдова и Республики Таджикистан.

Конкурсный отбор и обучение в рамках образовательной программы осуществляется на русском языке.

1.4. К участию в образовательной программе приглашаются школьники из образовательных организаций следующих субъектов Российской Федерации:
– Республика Карелия
– Республика Коми
– Архангельская область
– Белгородская область
– Брянская область
– Калининградская область
– Ленинградская область
– Липецкая область
– Нижегородская область
– Новгородская область
– Оренбургская область
– Орловская область
– Псковская область
– Самарская область
– Смоленская область
– Тверская область

Участник образовательной программы по состоянию на январь 2024 года должен обучаться в образовательной организации одного из указанных регионов.

1.5. К участию в образовательной программе допускаются школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации, Киргизской Республики, Республики Азербайджан, Республики Молдова и Республики Таджикистан.

1.6. Общее количество участников образовательной программы: до 200 школьников. Дополнительно не более 20 мест предоставляется для школьников Киргизской Республики, Республики Азербайджан, Республики Молдова и Республики Таджикистан.

1.7. Научно-методическое и кадровое сопровождение Образовательной программы осуществляет Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Президентский физико-математический лицей № 239», г. Санкт-Петербург.

1.8. В течение всего периода обучения в общеобразовательной организации школьник может принять участие не более чем в трех учебных региональных программах и не более чем в двух научных программах.

1.8.1. Школьники, которые исчерпали свою квоту по любому из типов образовательных программ (учебная региональная или научная), могут принять участие в этом типе образовательных программ еще один раз в переходный период в течение 2023/2024 учебного года.

1.9. Допускается участие школьников в течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.

1.10. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда по направлению «Наука».

1.11. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в том числе класса обучения) кандидат на участие в Программе может быть исключен из конкурсного отбора.

1.12. В случае нарушении правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения участник может быть отчислен образовательной программы.

1.12.1. Обучающийся может быть отчислен с Программы независимо от результатов отбора в случае, если им не усваиваются материалы образовательной программы.

2. Цели и задачи Образовательной программы
2.1. Цели образовательной программы:
– раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в области естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве;
– обеспечение школьникам, проявившим свой талант на региональном уровне, равных, независимо от региона проживания, возможностей для развития таланта и его проявления в творческих проектах, конкурсах и соревнованиях федерального и международного уровня.

2.2. Задачи Образовательной программы:
– организация практики выполнения участниками Программы творческих заданий и заданий высокого уровня сложности, а также освоения необходимых для этого разделов профильных учебных предметов на углубленном уровне;
– расширение кругозора участников Программы в спектре естественных наук и их приложений;
– повышение мотивации школьников к текущим занятиям в рамках Программы и дальнейшим занятиям вне рамок Программы;
– вовлечение участников в систему обучения и сопровождения Сириуса и его региональных партнеров, действующую вне рамок Программы;
– ориентирование участников Программы на дальнейшее поступление в ведущие образовательные организации высшего образования России на специальности, важные с точки зрения Стратегии научно-технологического развития страны;
– ориентирование участников Программы на продолжение научной и/или инженерной карьеры в России.

3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также Порядка отбора школьников на профильные программы Фонда по направлению «Наука».

3.2. К участию в конкурсном отборе на образовательную программу приглашаются школьники 7–9 классов (на сентябрь 2023 года) образовательных организаций, реализующих программы общего и/или дополнительного образования.

К участию в конкурсном отборе в виде исключения могут быть допущены школьники 6 класса (на сентябрь 2023 года), прошедшие отбор по правилам 7 класса. Такие школьники будут обучаться в группах 7 классов, поэтому от них требуется опережающее полное владение курсом математики за 6 класс и первое полугодие 7 класса.

3.3. Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на официальном сайте Образовательного центра «Сириус». Регистрация будет открыта до 30 сентября 2023 года.

3.4. Отбор участников образовательной программы осуществляется в два этапа. Первый этап отбора — дистанционный учебно-отборочный курс на платформе «Сириус.Курсы». Второй этап отбора — заключительный отборочный тур, который проводится в регионах Российской Федерации, а также в Киргизской Республике, Республике Азербайджан, Республике Молдова и Республике Таджикистан.

3.5. Дистанционный учебно-отборочный курс будет проходить с 14 сентября по 28 октября 2023 года.

3.6. В рамках дистанционного учебно-отборочного курса оценивается успешность освоения учебного материала, а также результат, показанный на дистанционном тестировании по итогам дистанционного учебно-отборочного курса. Дистанционное тестирование состоится 28 октября 2023 года.

3.7. Списки школьников, прошедших на заключительный отборочный тур по результатам дистанционного учебно-отборочного курса, будут опубликованы на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 1 ноября 2023 года.

3.8. На заключительный отборочный тур без прохождения дистанционного учебно-отборочного курса приглашаются школьники, получившие «зачет» или «зачет с отличием» по итогам дистанционного обучения (февраль — июнь 2023 года) на платформе «Сириус.Курсы» (для участников Январской математической образовательной программы 2023 года и участников программ регионального сопровождения).

3.9. Заключительный отборочный тур (далее — заключительный тур) будет проводиться 11 ноября 2023 года на базе опорных образовательных площадок в субъектах Российской Федерации, Киргизской Республики, Республики Азербайджан, Республики Молдова и Республики Таджикистан.

Регламент и пункты проведения заключительного тура будут опубликованы на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 1 ноября 2023 года.

Предварительные результаты заключительного тура будут опубликованы не позднее 27 ноября 2023 года.

3.10. Отбор участников образовательной программы по итогам заключительного тура проводится следующим образом:

3.10.1. Для каждого региона устанавливается квота размером не более 20 школьников из одного субъекта Российской Федерации.

3.10.2. Составляется ранжированный список обучающихся по каждой из параллелей 7, 8, 9 классов для каждого региона.

3.10.3. В каждой из учебных параллелей (7, 8, 9 классов) отбирается не менее двух школьников, имеющих наилучший результат при условии, что они набрали необходимое пороговое количество баллов. Оставшиеся места, исходя из вышеуказанной квоты региона, распределяется между учебными параллелями отдельным решением, исходя из ранжированного списка (см. выше).

3.10.4. В случае, если несколько школьников, показавших одинаковые высокие результаты, претендуют на попадание на образовательную программу, квота региона может быть изменена, в том числе квоты между учащимися разных классов.

3.11. К участию в образовательной программе не допускаются участники июньской математической школы 2023 года для участников Заключительного этапа олимпиады имени Леонарда Эйлера.

3.12. Список школьников, приглашенных для участия в образовательной программе, будет опубликован на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 30 ноября 2023 года.

3.13. Обучающиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, будут заменены на следующих за ними по рейтингу школьников.

Внесение изменений в список участников программы происходит до 19 декабря 2023 года.

4. Аннотация образовательной программы
Программа ориентирована на обучение школьников с разным уровнем подготовленности. Обучающиеся будут разбиты на учебные группы с учетом их возраста и уровня подготовки. Изучаемые темы предполагают у участников хорошее знание всех разделов школьного курса математики.

В рамках образовательной программы ее участники будут иметь возможность посетить научно-популярные и профориентационные лекции и мастер-классы ведущих ученых и представителей индустриальных партнеров, позволяющие школьникам познакомиться с передовыми разработками в направлениях, связанных с областью их интересов и смежных областях, спланировать собственное дальнейшее развитие с учетом перспектив обучения в ведущих образовательных организациях высшего образования России и последующего приложения знаний в рамках работы в научно-технологических компаниях, лидерах в своих областях.

Профильную часть Программы дополняют культурно-досуговые и спортивно-оздоровительные мероприятия, опирающиеся на уникальную инфраструктуру Образовательного центра «Сириус».

5. Финансирование Образовательной программы
5.1. Оплата проезда по территории Российской Федерации, питания и пребывания участников образовательной программы в Образовательном центре «Сириус» осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!