help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
1-24 ноября 2024

Ноябрьская образовательная программа по химии

Прием заявок для участия в конкурсном отборе открыт до 8 сентября 2024 года.
К участию в образовательной программе допускаются только зарегистрировавшиеся школьники.

 

Список участников образовательной программы

По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru.
Программы прошлых лет: 2023, 2022, 2021202020192018.

О программе

Образовательная программа была направлена на приобщение школьников к исследовательской деятельности в соответствии с актуальными направлениями современной химии. В рамках программы были освоены аппаратурные возможности современных синтетических лабораторий; методы синтеза органических и неорганических соединений и пробоподготовки; современные физико-химические методы исследования веществ: ИК- и УФ-спектроскопия; ЯМР-спектроскопия, рентгеноструктурный и рентгенофазовый анализ; жидкостная (колоночная и тонкослойная) хроматография. Программа была направлена на формирование у школьников представлений о современной методологии и технике лабораторного химического синтеза и анализа.

Программа включала лекции преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета, семинары, олимпиадные тренинги, химическую олимпиаду, которая состояла из теоретического и практического туров, и научно-практическую конференцию по итогам выполнения исследовательских проектов. Участники программы познакомились с новыми тенденциями в исследованиях по химии, приобрели опыт выполнения проектов и навыки решения олимпиадных задач, научились представлять результаты своих исследований и вести научную дискуссию.

Лекции 
Биовизуализация и биоконъюгация: принципы, реагенты и области применения И.А. Балова
Отзвуки химического эксперимента С.А. Москвин 
Стратегия органического синтеза, или немного о Нобелевских премиях Н.В. Ростовский 
Тайна великого открытия (к 190-летию со дня рождения Д.И. Менделеева) А.А. Карцова 
Как растворители нового поколения меняют мир и могут сделать вас миллионерами А.Ю. Шишов 

Олимпиадные тренинги 
9 класс
10 класс. Органическая химия
10 класс. Неорганическая химия
10 класс. Дополнительный материал к тренингу
11 класс
Теория Тойкка

Проекты программы

В рамках программы школьники приняли участие в исследовательских проектах:
1. Индикаторные ионные жидкости: синтез и разработка умных материалов на их основе
2. Микропластик в средствах гигиены и природных источниках, поиск и пути идентификации
3. Методы современной органической химии: от синтеза низкомолекулярных соединений к флуоресцентным сенсорам
4. Функциональные материалы на основе ионных жидкостей для концентрирования биологически активных веществ из природных объектов
5. Физическая химия двухфазных жидких систем: эксперимент и моделирование
6. Синтез, изучение структурных особенностей и биосовместимости смешаннолигандных комплексов поздних 3d-металлов(II) Fe–Zn с N-донорными лигандами
7. Применение спектроскопии ЯМР в магнитном поле Земли
8. Молекулярно-динамическое моделирование – навигация в море атомов и молекул
9. От полимерного нанокомпозита к мембранному материалу для эффективной водоочистки
10. Полиэлектролиты и их возможности: медицина, экология и другие области применения
11. Изомерия комплексных соединений

Описания проектов

1. Индикаторные ионные жидкости: синтез и разработка умных материалов на их основе
руководитель проекта: М.А. Пешкова

На основе синтезированных ионных жидкостей получены новые ацидохромные материалы: хлопковая ткань, хлопковые нити, стикеры из целлюлозы, а также полимерные композиции. Полимерные пленки, содержащие синтезированные ионные жидкости, изготовлены методами капельного нанесения и спин-коатинга. При помощи цифрового анализа цвета участниками проекта исследован оптический отклик полученных материалов на изменение кислотности водных и воздушных сред. С помощью созданных умных стикеров оценивали свежесть куриного мяса из магазина «Пятерочка»: удалось зафиксировать момент начала выделения биогенных аминов.

Методические материалы 

2. Микропластик в средствах гигиены и природных источниках, поиск и пути идентификации
руководитель проекта: П.А. Фетин

Проект направлен на формирование комплексного взгляда на утилизацию полимерных отходов, а также на проблему образования микропластика. Оптическая микроскопия и функциональный анализ методами ИК-спектроскопии применены участниками проекта для идентификации типа полимерных частиц, обнаруженных в исследуемых косметических образцах.
В проекте независимо осуществлен синтез таких полимеров как полистирол (практически не подвергающийся разложению в природе) и полилактид (способный к 100% биодеструкции за счет гидролиза сложноэфирной связи).

Катионной полимеризацией удалось получить низкомолекулярный полистирол (M=10000), в то время как свободно-радикальная полимеризация приводит к более высокомолекулярным образцам подобным промышленному полистиролу.
Для получения полилактида использовали полимеризацию с раскрытием цикла D,L-лактида в присутствии октаноата олова
(5 ч. 180 °С).

Методические материалы 

3. Методы современной органической химии: от синтеза низкомолекулярных соединений к флуоресцентным сенсорам
руководитель проекта А.И. Говди

Синтезированы флуорогенные красители на основе тетрафенилэтилена и производного фталимида с исследованием флуоресцентных свойств. Получено производное бензтиазола из 2-аминобензолтиола и 4-амино-2-гидроксибензойной кислоты. Установлено влияние на флуоресценцию значения pH: при pH=0 наблюдается насыщенное желтое свечение, а с переходом в более щелочную среду окраска изменяется на лазурную. В нейтральной среде наблюдается синее свечение. Изучено влияние хемилюминесценции при сочетании с флуоресцентными красителями (9,10-бис(фенилэтинил)антрацена и родамина) в растворе этилацетата; в присутствии ацетата натрия и перекиси водорода реакционная смесь запускает хемилюминесцентную реакцию  (в зависимости от природы красителя либо розово-оранжевое свечение либо ярко-фиолетовое).

Методические материалы

4. Функциональные материалы на основе ионных жидкостей для концентрирования биологически активных веществ из природных объектов
руководитель проекта Е.А. Бессонова

Актуальной задачей является поиск биологически активных веществ (БАВ) в растительных объектах и создание на их основе эффективных лекарственных препаратов. Большое внимание уделяется применению новых экологически безопасных материалов с настраиваемыми свойствами в качестве экстрагентов для концентрирования и извлечения БАВ, к которым относятся такие вещества, как ионные жидкости (ИЖ).

Объектами данного исследования выступали образцы зеленого чая «ГАБА» с повышенным содержанием ϒ-аминоиасляной кислоты, технология получения которых в настоящее время впервые разрабатывается в России на базе Всероссийского научно-исследовательского института цветоводства и субтропических культур (г. Сочи). Для определения качественного и количественного состава растительных экстрактов использована высокоэффективная тонкослойная хроматография (ВЭТСХ) с денситометрическим детектированием, а в качестве экстрагентов – имидазолиевые ионные жидкости.  В найденных условиях получены хроматографические профили полифенолов в различных образцах чая ГАБА.

Методические материалы

5. Физическая химия двухфазных жидких систем: эксперимент и моделирование
руководитель проекта П.А. Корчак

Выполняемый проект относится к области физической химии. Изучена взаимная растворимость в трех системах «органический растворитель – уксусная кислота – вода» при комнатной температуре. В качестве органических растворителях выбраны бутиловый эфир уксусной кислоты, трихлорметан и тетрахлоруглерод. Определены составы равновесных фаз в исследованных расслаивающихся системах. По полученным экспериментальным данным построены фазовые диаграммы расслаивающихся систем. Использованы теоретические представления о поведении уксусной кислоты в водных и органических растворах, что позволило по полученным экспериментальным данным определить константу распределения уксусной кислоты между равновесными фазами рассматриваемых систем, а также константу димеризации уксусной кислоты в органических фазах.

Проведено молекулярно-термодинамическое моделирование изученных систем с помощью уравнения состояния на основе статистической теории ассоциированных флюидов (модель PC-SAFT). Результаты моделирования соотнесены с полученными в ходе проекта экспериментальными данными.

Методические материалы

6. Синтез, изучение структурных особенностей и биосовместимости смешаннолигандных комплексов поздних 3d-металлов(II) Fe–Zn с N-донорными лигандами
руководитель проекта Ю.Н. Тойкка

Изучено влияние условий на процесс комплексообразования Fe, Zn, Ni, Cu, Co с N-донорами (Sac и Bim/R2NCN). Вещества, полученные впервые, исследованы различными методами физико-химического анализа (РСА, РФА, ИК, CHN).

При изучении кристаллической упаковки всех веществ обнаружены различные нековалентные взаимодействия, определяющие устойчивость, супрамолекулярную организацию и потенциальную биологическую активность веществ. Установлено влияние металлоцентра и природы нейтрального N-донорного лиганда (Bim/Me2NCN) на координационное число, геометрию молекул, а также на вид нековалентных взаимодействий, реализуемых в каждой из структур. Проанализирована токсичность синтезированных комплексов.

Методические материалы 

7. Применение спектроскопии ЯМР в магнитном поле Земли
руководитель проекта А.В. Иевлев

Установлено, что система кондиционирования помещения лаборатории и прочие подключенные устройства заметно влияют на измеренные значения магнитного поля, а сама структура несущих конструкций здания угнетает вектор магнитной индукции. Несмотря на это, в целом повторяется тренд одной из компонент полного вектора с данными с вариометрической станции, расположенной примерно на одной параллели с точкой наблюдения.

Выполнен цикл экспериментальных работ по исследованию параллельного колебательного контура и двух вариантов полосовых фильтров (фильтра низкой частоты 1-го порядка в виде простейшей RC-цепочки, фильтра высокой частоты 3-го порядка в виде Т-образной LC-цепочки), для лучшего понимания принципов работы, используемого в экспериментальных измерениях оборудования.

Методические материалы

8. Молекулярно-динамическое моделирование – навигация в море атомов и молекул
руководитель проекта А.А. Ванин

Участники проекта овладели основами метода молекулярной динамики и научились работать с пакетом GROMACS, предназначенным для моделирования молекулярных систем. В ходе работы выполнены расчеты 14 систем, проведена обработка данных и визуализация результатов с помощью программ VMD и Excel. Объекты моделирования исследовались с постепенным усложнением их химической структуры и функций, описывающих межчастичные взаимодействия. Системы рассмотрены в порядке усложнения химической структуры и, соответственно, усложнения вида функции, задающей энергию межчастичных взаимодействий; определена зависимость плотности растворителей от температуры, рассчитаны коэффициенты распределения диметилсульфоксида между водной и органической фазами, разработаны рекомендации по экстракционному отделению диметилсульфоксида.

Проект позволил участникам изучить физические и химические свойства веществ на молекулярном уровне, освоить современные вычислительные инструменты и получить практический опыт в области молекулярного моделирования.

Методические материалы 

9. От полимерного нанокомпозита к мембранному материалу для эффективной водоочистки
руководитель проекта А.И. Кузьминова

Целью проекта явилась разработка и исследование новых пористых и непористых мембран, полученных путем модификации альгината натрия и полиакриланитрила наночастицами TiO2 и ZnO. Приготовлены полимерные композиты на основе альгината натрия и полиакрилонитрила. В качестве модифицирующей добавки использованы наночастицы TiO2 и ZnO. Получены пористые и непористые мембраны методами инверсии фаз и путем сухого формования (испарение растворителя).

Участниками проекта изготовлены и исследованы транспортные характеристики пористых мембран для ультрафильтрации и непористых - для первапорации; введение наночастиц оксидов металлов позволило увеличить производительность и селективность разработанных мембран. Показана возможность проведения рециклинга мембран с использованием УФ излучения.  Проведено сшивание мембран на основе альгината натрия, что обеспечило использование мембран в широком концентрационном диапазоне питающей смеси.

Методические материалы 

10. Полиэлектролиты и их возможности: медицина, экология и другие области применения
руководители проекта А.А. Лезова, В.Б. Рогожин 

В ходе выполнения проекта исследованы свойства и проанализированы сферы применения ряда синтетических и природных полиэлектролитов, выполнен анализ возможности использования таких полимеров для создания мембран различного назначения, систем адресной доставки лекарств, а также дезинфицирующих составов на их основе. Выявлены свойства интерполиэлектролитных комплексов на основе исследуемых полиэлектролитов. Определена перспективность использования водорастворимого комплекса салицилата натрия в медицине как болеутоляющего, противовоспалительного.

Исследована возможность использования комплексов хитозана и пДАДМАХ с желтой и красной кровяной солью, как абсорбентов для ионов железа III. В рамках проекта выявлена перспектива полученных с его использованием комплексов для создания биоразлагаемых упаковочных материалов, мембран различного назначения для клеточной инженерии и получения гемостатических материалов.

Методические материалы

11. Изомерия комплексных соединений
руководитель проекта Н.А. Глухоедов

Проведен синтез хлорид гексаамминкобальта (III) [Co(NH3)6]Сl3 (лутеохлорид кобальта), хлорид пентаамминкобальта (III) [Co(NH3)5Cl]Сl2 (пурпуреохлорид кобальта), хлорид 1,2-дихлоротетраамминкобальта (III) транс-[Co(NH3)4Cl2]Сl (празеохлорид кобальта), хлорид 1,2-дихлоротетраамминкобальта (III) цис-[Co(NH3)4Cl2]Сl (виолеохлорид кобальта), d-бромид трис-(этилендиамин)кобальта (III) [Co(C2H8N2)3)Вr3. Все соединения (многие из которых ранее не описаны) охарактеризованы методами рентгенофазового анализа (РФА), инфракрасной спектроскопии (ИК). РФА показал полное совпадение с литературными данными дифрактограмм для лутео- и пурпуреохлорида, что говорит о чистоте полученных веществ.

На основе поиска в более, чем десяти базах данных, не удалось обнаружить дифрактограмм сравнения для остальных трех соединений: с большой долей вероятности эти соединения получены впервые. Метод ИК позволил определить характеристические колебания в лигандах и наличие некоторого количества примесей исходных веществ и промежуточных соединений в виолеохлориде и d-бромиде трис-(этилендиамин)кобальта (III).

Методические материалы

Участники и порядок отбора

Рейтинг участников конкурсного отбора
Проходные баллы:
9 класс — 40 баллов (при условии участия в исследовательской деятельности);
10 класс — 25 баллов (для школьников из г. Москва – 40 баллов – при условии участия в исследовательской деятельности);
11 класс — 50 баллов (при условии участия в исследовательской деятельности), для школьников из г. Москва – 70 баллов.

Для участия в конкурсном отборе приглашаются школьники 9–11 классов (на 1 сентября 2024 года) из образовательных организаций всех регионов Российской Федерации и стран СНГ, а также Республик Абхазия и Южная Осетия.

Отбор участников образовательной программы производится на основании оценки достижений кандидата в олимпиадном движении и исследовательской работе.

Максимальный суммарный балл — 100. Учитывается одно максимальное значение за участие в олимпиадах и одно — за исследовательскую деятельность. 

Шкала перевода достижений в рейтинговые баллы, а также список необходимых подтверждающих документов:

Успехи на заключительных этапах олимпиад по профилю «химия» (максимальный балл — 60, учитываются только результаты 2023/2024 года)

Олимпиада Победитель Призер
Всероссийская олимпиада школьников 60 50
Олимпиады РСОШ 1 уровня 50 40
Олимпиады РСОШ 2 уровня 40 25
Олимпиады РСОШ 3 уровня 25 10

Также могут быть учтены результаты регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников:
более 70% баллов — 35 баллов;
от 50 до 70% баллов — 20 баллов.

Результаты других олимпиад (в том числе муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников и отборочных этапов олимпиад перечня Российского совета олимпиад школьников) не учитываются.

Сведения для оценки академических достижений формируются автоматически на основании данных из Государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности. Прикладывать к заявке подтверждающие документы не требуется.

Исследовательская деятельность в области химических наук (максимальный балл — 40, учитываются только результаты 2023/2024 года)

Представительность участников конференции Победитель Призер
8 и более субъектов Российской Федерации 40 30
От 2 до 7 субъектов Российской Федерации 30 20
Представители одного субъекта  Российской Федерации, не менее 10 образовательных учреждений 20 10

За наиболее интересные работы, представленные на менее значимых конференциях, может быть начислено до 5 баллов.

Подтверждающие документы: сканы дипломов и грамот, копия Положения о конференции, содержащая информацию о ее статусе (ссылка на Интернет-ресурс, содержащий информацию о числе участников, призеров, победителей), информация о теме представленного доклада и реферат работы/презентация доклада.

Список наиболее значимых мероприятий:
1. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы»;
2. Школьные чтения имени Вернадского;
3. Школьные Харитоновские чтения;
4. Сахаровские чтения;
5. Конференция Intel Авангард («Высший пилотаж»);
6. Всероссийская научно-практическая конференции школьников по химии (СПбГУ);
7. Балтийский инженерный конкурс;
8. Открытая научно-практическая конференция школьников (г. Москва);
9. Международная научно-практическая конференция имени профессора Л.П. Кулёва студентов и молодых ученых «Химия и химическая технология в XXI веке» (школьная секция);
10. Казань. «Нобелевские надежды КНИТУ»;
11. Конкурс «Junior Skills»;
12. Региональные и заключительные этапы Всероссийского турнира школьников по химии (результаты, показанные в командном зачете, оцениваются в 50% баллов от результатов личного зачета).

Для перечисленных мероприятий представлять Положение и ссылки на Интернет-ресурсы не нужно.
Участие на олимпиадах и конференциях до 2023/2024 учебного года при формировании рейтинга не учитывается.

В образовательной программе от одного субъекта Российской Федерации (региональная квота) могут принять участие не более 20% от общего числа участников Программы (до 14 человек).

Список школьников, приглашенных к участию в образовательной программе, будет опубликован не позднее 25 сентября 2024 года.

Информационный плакат для доски объявлений

Руководитель программы

Карцова
Анна Алексеевна

Профессор кафедры органической химии Института химии СПбГУ, почетный профессор СПбГУ, лауреат премии «Золотое имя высшей школы», куратор химического отделения и преподаватель химии в Академической гимназии СПбГУ имени Д.К. Фаддеева, заслуженный учитель России, доктор химических наук

Преподаватели

Арасланова
Алина Тимуровна

Студентка Института химии Санкт-Петербургского государственного университета

Бессонова
Елена Андреевна

Доцент кафедры органической химии Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель химии и научный руководитель исследовательских работ учащихся Академической гимназии СПбГУ, преподаватель учебных сессий в центре «Интеллект» (Ленинградская область), член жюри Всероссийской научно-практической конференции школьников по химии, кандидат химических наук

Балова
Ирина Анатольевна

Директор Института химии Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, доктор химических наук

Ванин
Александр Александрович

Доцент кафедры физической химии Института химии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат химических наук

Глухоедов
Никита Алексеевич

Аспирант, лаборант-исследователь Института химии Санкт-Петербургского государственного университета

Говди
Анастасия Иосифовна

Доцент Института химии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат химических наук

Горбунова
Юлия Германовна

Академик Российской академии наук, главный научный сотрудник Института общей и неорганической химии имени Н.С.Курнакова РАН и Института физической химии и электрохимии имени А.Н.Фрумкина РАН, профессор РАН

Дубовенко
Роман Русланович

Инженер-исследователь Института химии Санкт-Петербургского государственного университета

Иевлев
Александр Вячеславович

Научный сотрудник физического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Кузьминова
Анна Игоревна

Ассистент Института химии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат химических наук

Корчак
Пётр Андреевич

Инженер-исследователь Института химии Санкт-Петербургского государственного университета

Кадников
Матвей Викторович

Аспирант Института химии Санкт-Петербургского государственного университета

Кисслер
Трояна Юрьевна

Студентка Института химии Санкт-Петербургского государственного университета

Кукушкин
Вадим Юрьевич

Зав.кафедрой Института химии СПбГУ, член-корреспондент РАН, доктор химических наук

Москвин
Сергей Анатольевич

Учитель химии гимназии №9 (Екатеринбург), заслуженный учитель России, лауреат премии Фонда «Династия» «За выдающиеся заслуги в образовании»

Пешкова
Мария Анатольевна

Доцент кафедры физической химии Института химии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат химических наук

Рогожин
Вячеслав Борисович

Старший преподаватель кафедры молекулярной биофизики и физики полимеров физического факультета СПбГУ, кандидат физико-математических наук

Ростовский
Николай Витальевич

Доцент кафедры органической химии Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель учебных сессий в центре «Интеллект» (Ленинградская область), председатель предметно-методической комиссии Санкт-Петербургской городской олимпиады школьников по химии, член оргкомитета Всероссийской научно-практической конференции школьников по химии, кандидат химических наук

Фетин
Петр Александрович

Доцент кафедры высокомолекулярных соединений Института химии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат химических наук

Хмелевская
Екатерина Алексеевна

Аспирант, стажер-исследователь Института химии Санкт-Петербургского государственного университета

Положение о программе

Положение о Ноябрьской образовательной программе по химии
Образовательного центра «Сириус»

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Ноябрьской образовательной программы по химии Образовательного Фонда «Талант и успех» (далее — Фонд), её методическое и финансовое обеспечение.

1.2. Ноябрьская образовательная программа по химии проводится в Образовательном центре «Сириус» (далее — образовательная программа, Программа) с 1 по 24 ноября 2024 года.

1.3. Для участия в конкурсном отборе приглашаются школьники 9–11 классов (на 1 сентября 2024 года) из образовательных организаций всех регионов Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств (далее — СНГ), а также Республик Абхазия и Южная Осетия.

Конкурсный отбор и преподавание учебных дисциплин в рамках образовательной программы осуществляется на русском языке.

1.4. Общее число участников образовательной программы: до 70 человек. Из них: 11 класс — до 10 человек, 10 класс — до 50 человек, 9 класс — до 10 человек.

Указанные квоты могут быть скорректированы в зависимости от количества поданных заявок и итогового рейтинга кандидатов на участие в Программе.

1.5. К участию в образовательной программе допускаются школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации и стран СНГ, а также Республик Абхазия и Южная Осетия.

1.6. Школьник может принять участие не более чем в одной программе по направлению «Наука» в течение учебного года (с июля текущего года по июнь следующего года), а суммарное количество программ в течение всего периода обучения в общеобразовательной организации не может превышать пяти. Ограничения не распространяются на установочные сборы (школы) членов и кандидатов в национальные команды школьников (по профилям математика, информатика, физика, химия, биология, астрономия и астрофизика), а также июльскую научно-технологическую программу «Большие вызовы». Не допускается участие в двух образовательных программах направления «Наука», идущих подряд, включая программу «Большие вызовы».

1.7. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Фондом.

1.8. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса и региона обучения) участник может быть исключён из конкурсного отбора или образовательной программы..

1.9. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения участник образовательной программы может быть отчислен с неё.

1.10. Школьник может быть отчислен с Программы в случае если им не усваиваются материалы образовательной программы, независимо от результатов отбора.

2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Цели образовательной программы:
– раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в области естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве;
– обеспечение школьникам, проявившим свой талант на федеральном уровне, возможности получения опыта участия в современных научных исследованиях, передовых технологических проектах, а также возможности знакомства с деятельностью развитых индустриальных компаний и научных институтов, взаимодействия с их сотрудниками.

2.2. Задачи образовательной программы:
– вовлечение участников Программы в научное и/или техническое творчество для решения актуальных задач современной науки, технологической сферы, промышленности и т.п.;
– ознакомление участников Программы с элементами научных теорий по профилю образовательной программы;
– расширение кругозора участников Программы в спектре естественных наук и их приложений;
– повышение мотивации участников к текущим занятиям в рамках Программы и дальнейшим занятиям вне рамок Программы;
– вовлечение участников в систему обучения и сопровождения Образовательного центра «Сириус», действующую вне рамок Программы;
– ориентирование участников Программы на дальнейшее поступление в ведущие образовательные организации высшего образования России на специальности, важные с точки зрения Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации;
– ориентирование участников Программы на продолжение научной и/или инженерной карьеры в России.

3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также Порядка отбора школьников на профильные программы Фонда по направлению «Наука».

3.2. Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на сайте Образовательного центра «Сириус».

Регистрация на программу открыта до 8 сентября 2024 года.

3.3. Принять участие в образовательной программе могут только зарегистрированные школьники.

3.4. Отбор участников образовательной программы производится на основании рейтинга, определяемого на основании оценки достижений кандидата в олимпиадном движении и исследовательской работе.

3.4.1. Максимальный суммарный балл — 100. Учитывается одно максимальное значение за участие в олимпиадах и одно — за исследовательскую деятельность.

Учитывается наивысшее достижение за 2023/2024 учебный год.

Шкала перевода достижений в рейтинговые баллы, а также список необходимых подтверждающих документов:

3.4.1.1. Успехи на заключительных этапах олимпиад по профилю «химия» (максимальный балл — 60, учитываются только результаты 2023/2024 года)

Олимпиада Победитель Призер
Всероссийская олимпиада школьников 60 50
Олимпиады РСОШ 1 уровня 50 40
Олимпиады РСОШ 2 уровня 40 25
Олимпиады РСОШ 3 уровня 25 10

Также могут быть учтены результаты регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников:
более 70% баллов — 35 баллов
от 50 до 70% баллов — 20 баллов

Результаты других олимпиад (в том числе муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников и отборочных этапов олимпиад перечня Российского совета олимпиад школьников) не учитываются.

Сведения для оценки академических достижений формируются автоматически на основании данных из Государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности. Прикладывать к заявке подтверждающие документы не требуется.

3.4.1.2. Исследовательская деятельность в области химических наук (максимальный балл — 40, учитываются только результаты 2023/2024 года)

Представительность участников конференции Победитель Призер
8 и более субъектов Российской Федерации 40 30
От 2 до 7 субъектов Российской Федерации 30 20
Представители одного субъекта  Российской Федерации, не менее 10 образовательных учреждений 20 10

За наиболее интересные работы, представленные на менее значимых конференциях, может быть начислено до 5 баллов.

Подтверждающие документы: сканы дипломов и грамот, копия Положения о конференции, содержащая информацию о ее статусе (ссылка на Интернет-ресурс, содержащий информацию о числе участников, призеров, победителей), информация о теме представленного доклада и реферат работы/презентация доклада.

Для перечисленных в пункте 3.4.2. мероприятий представлять Положение и ссылки на Интернет-ресурсы не нужно.

3.4.2. Список наиболее значимых мероприятий:
1. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы»;
2. Школьные чтения имени Вернадского;
3. Школьные Харитоновские чтения;
4. Сахаровские чтения;
5. Конференция Intel Авангард;
6. Всероссийская научно-практическая конференции школьников по химии (СПбГУ);
7. Балтийский инженерный конкурс;
8. Открытая научно-практическая конференция школьников (г. Москва);
9. Международная научно-практическая конференция имени профессора Л.П. Кулёва студентов и молодых ученых «Химия и химическая технология в XXI веке» (школьная секция);
10. Казань. «Нобелевские надежды КНИТУ»;
11. Конкурс «Junior Skills»;
12. Региональные и заключительные этапы Всероссийского турнира школьников по химии (результаты, показанные в командном зачете, оцениваются в 50% баллов от результатов личного зачета).

Фонд оставляет за собой право корректировать данный список по итогам экспертизы мероприятий. Окончательный список будет опубликован не позднее 18 сентября 2024 года.

3.4.3. При одинаковой сумме баллов приоритет отдается кандидату, набравшему большее количество баллов за исследовательскую деятельность. При равенстве баллов за исследовательскую деятельность приоритет отдается кандидату, не участвовавшему ранее в интенсивных профильных образовательных программах Центра «Сириус» по направлению «Наука».

3.4.4. Фонд оставляет за собой право изменять указанные в пункте 3.4.1.2 баллы на основании независимой экспертизы представленной защищенной работы или нового проекта.

3.4.5. Предварительный рейтинг кандидатов на участие в образовательной программе будет опубликован не позднее 20 сентября 2024 года.

3.5. Список школьников, приглашенных к участию в образовательной программе, публикуется на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 25 сентября 2024 года.

3.6. В образовательной программе от одного субъекта Российской Федерации (региональная квота) могут принять участие не более 20% от общего числа участников Программы (до 14 человек).

3.7. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Внесение изменений в список участников программы происходит до 17 октября 2024 года.

4. Аннотация образовательной программы
Образовательная программа направлена на формирование у школьников представлений о современной методологии и технике лабораторного химического синтеза и анализа.

В рамках образовательной программы освещаются аппаратурные возможности и инструменты современных синтетических лабораторий. Учащиеся познакомятся с теорией механохимических, фотохимических, электрохимических и микроволновых методов синтеза органических и неорганических соединений. Особое внимание уделяется свойствам (в т.ч., органолептическим) синтезируемых веществ и их связи со структурой соединений, а также сфере их применения.

В образовательную программу также включены научные и научно-популярные лекции преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета, олимпиадные тренинги, научно-практическая конференция.

5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда по территории Российской Федерации, пребывания и питания участников образовательной программы осуществляется за счёт средств Образовательного Фонда «Талант и успех».

Подать заявку
© 2015–2025 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!