help@sochisirius.ru
6-24 декабря 2020

Агробиология и генетика растений

Программа была перенесена с мая на декабрь

Прием заявок для участия в конкурсном отборе был открыт до 10 марта 2020 года

К участию в программе допускались только зарегистрировавшиеся школьники
Рейтинг участников конкурсного отбора

По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru.


Программы прошлых лет:  2018

О программе

Образовательная программа была ориентирована на ознакомление учащихся с современными проблемами, достижениями, методологией генетики и агробиотехнологии растений, возможностями применения знаний на практике, развитие творческих способностей учащихся.

Основная цель программы — сформировать у учащихся представление о возможности и необходимости вывести селекцию растений, как способ целенаправленного формирования у растений нужных адаптаций и признаков, на уровень требований и возможностей «постгеномной эры», что формулируется как «селекция следующего поколения — next generation breeding NGB». Основные вызовы, на которые предстоит ответить генетикам, — это необходимость создания высокопродуктивного и устойчивого сельскохозяйственного производства с минимальным экологическим риском.

Программа состояла из трех блоков.

Первый блок: теоретические занятия по молекулярной генетике и селекции растений (с элементами геномики), транскриптомике, метаболомике, биотехнологии растений (с элементами генной инженерии), экологии растений. Лекции по основным направлениям агробиотехнологии растений были прочитаны ведущими специалистами в этой области. По окончании лекций школьники написали тестирование.

Второй блок: практические занятия, направленные на освоение некоторых методов генетики и биотехнологии растений. Темами лабораторных занятий стали «Методы выделения ДНК», «ПЦР для анализа полиморфизмов ДНК», «Культуры клеток растений» и «Основы биоинформатики».

Третий блок: самостоятельная исследовательская работа участников образовательной программы.

Исследовательские проекты

1. Конструирование штамма Rhizobium leguminosarum, несущего плазмиду pOPS0379

О проекте: Бобово-ризобиальный симбиоз представляет собой сложно регулируемый процесс, который контролируется генами обоих партнеров. Значительный прогресс понимания молекулярно-клеточных механизмов бобово-ризобиального симбиоза был достигнут благодаря микроскопическим исследованиям, в том числе, с использованием световой и электронной микроскопии. Принципиально новые возможности открывает использование конфокальной микроскопии, что в свою очередь требует получение трансгенных организмов, несущих флуоресцентных меток.

Целью проекта было получение чистой культуры штамма Rhizobium leguminosarum (RCAM1026), несущего  плазмиду pOPS0379, методом конъюгации с E. coli. Плазмида pOPS0379 содержит ген устойчивости к канамицину и ген зеленого флуоресцентного белка (GFP) под промотором гена nif (нитрогеназа).

Презентация проекта


2. Сравнительный анализ биологически-активных соединений Nicotiana tabacum var Samsun

О проекте: Экстракты и соединения из растений табака, широко используются в фармакологии и для защиты растений. В этих растениях представлены соединения различной природы: флавоноиды, лигнаны, фенилпропаноиды, сескви- и дитерпены, алкалоиды и их производные. Многие из них проявляют биологическую активность включая цитотоксическую, противовирусную (как против вируса табачной мозаики растений, так и против вируса иммунодефицита человека), антибактериальную и фунгистатические активности. 

В тоже время новые подходы, позволяющие увеличивать синтез БАВ в растениях, являются актуальными для биотехнологии. По одной из гипотез plast-гены могут влиять на образование метаболитов растений. 

Целью работы стала оценка влияния plast-гена rol C на образование биологически активных соединений в растениях табака.

Презентация проекта


3. Изучение клТ-ДНК биоинформатическими методами

О проекте: Клеточная Т-ДНК — это последовательности, гомологичные Т-ДНК, фрагментам плазмид агробактерий, полученные растениями в результате горизонтального переноса генов. Растения, в геномах которых содержится клТ-ДНК, называют природно-трансгенными. С момента открытия клТ-ДНК и до недавнего времени (1983-2015) было известно всего 3 рода, внутри которых были найдены природно-трансгенные растения. Поиск и анализ трансгенов осуществляли с помощью классических методов генетики - различных видов ПЦР, блоттинга. Использование биоинформатических методов поиска и анализа, а также накопление информации о растительных геномах в базах данных привело к резкому расширению списка природно-трансгенных растений. При изучении клТ-ДНК обращают внимание на состав, структуру, копийность вставок, а также на сайт встраивания в растительном геноме. В совокупности эти данные позволяют прояснить историю появления и распространения клТ-ДНК в геномах растений, в некоторых случаях возможно использовать клТ-ДН как филогенетический маркер. 

В работе участники применили набор базовых биоинформатических методов для исследования трансгенов в геномах представителей двух родов, Silene и Arachis. Для анализа был выбран cus-like ген — ген кукумопин-синтазы, гомолог cus гена Т-ДНК.

Цель работы — изучение клТ-ДНК в геномах S.noctiflora и S.latifolia, а также некоторых видов рода Arachis биоинформатическими методами.

Презентация проекта


4. Генетический анализ эмбриональной летальности у пшенично-ржаных гибридов

О проекте: Цель проекта — провести генетический анализ фенотипа эмбриональная летальность.

Результаты:
1. Установить число генов ржи, участвующих в проявление фенотипа эмбриональная летальность. 
2. Генотипировать гибридные растения F2 (Л2хЛ7) ржи по аллелям гена эмбриональная летальность.
3. Выявить различия между автофертильными линиями ржи Л2 и Л7 по 4-м SSR маркерам (GRM902, GRM959, GRM130, GRM173). При обнаружении полиморфизма между линиями использовать маркер для анализа гибридов F2 (Л2хЛ7).

Презентация проекта

Участники и порядок отбора

 К участию в конкурсном отборе на образовательную программу приглашаются школьники 9-10-11 классов (на момент подачи заявки), являющиеся учащимися государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, прошедшие конкурсный отбор.

Участники отбора ранжируются в зависимости от конкретной олимпиады (чем выше олимпиада в списке, тем более высокий приоритет она имеет) по результатам 9-11 классов. 

Порядок ранжирования

Порядок
приоритета
Название олимпиады  Рейтинг
1 Всероссийская олимпиада школьников по биологии Победители
2 Всероссийская олимпиада школьников по биологии Призеры
3 Олимпиада «Ломоносов» Победители
4 Олимпиада «Покори Воробьёвы Горы!» Победители
5 Олимпиада СПбГУ Победители
6 «Нанотехнологии - прорыв в будущее» Победители
7 Олимпиада «Ломоносов» Призеры
8 Олимпиада «Покори Воробьёвы Горы!» Призеры
9 Олимпиада СПбГУ Призеры
10 «Нанотехнологии - прорыв в будущее» Призеры
11 Региональный этап всероссийской олимпиады школьников Победители
12 Региональный этап всероссийской олимпиады школьников Призеры
13 Всесибирская открытая олимпиада школьников Победители
14 Всесибирская открытая олимпиада школьников Призеры
15 Турнир Ломоносова Победители
16 «Будущие исследователи - будущее науки» Победители
17 Турнир Ломоносова Призеры
18 «Будущие исследователи - будущее науки» Призеры
19 Сеченовская олимпиада Победители
20 Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор» Победители
21 Сеченовская олимпиада Призеры
22 Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор» Призеры

Для Регионального этапа ВсОШ, олимпиады «Ломоносов» и Всесибирской открытой олимпиады школьников учитываются результаты и за 2019-20, и за 2018-19 учебные годы (их результаты будут опубликованы до окончания срока подачи заявок), для остальных олимпиад из списка – только результаты 2018-19 учебного года.

В случае одинаковых достижений у 2 и более участников приоритет получают по следующим параметрам (в порядке убывания значимости):

- учащиеся, не являющиеся участниками мартовской программы по биологии;
- учащиеся из региона из которого меньше участников отбора, стоящих выше в итоговой таблице;
- учащиеся 10 класса (на момент подачи заявки);
- учащиеся 9 класса (на момент подачи заявки);
- учащиеся имеющие лучшее второе максимальное достижение.

Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, решением координационного совета программы могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников.

Список кандидатов на участие в образовательной программе будет опубликован на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 19 марта 2020 года.

Руководитель программы

Матвеева
Татьяна Валерьевна

Профессор кафедры генетики и биотехнологии биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доктор биологических наук

Преподаватели

Андреева
Елена Александровна

Научный сотрудник кафедры генетики и биотехнологии биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат биологических наук

Жернаков
Александр Игоревич

Младший научный сотрудник лаборатории генетики растительно-микробных взаимодействий Всероссийского НИИ сельскохозяйственной микробиологии, Российской академии сельскохозяйственных наук (Санкт-Петербург, Пушкин)

Зыкин
Павел Александрович

Доцент кафедры цитологии и гистологии биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат биологических наук

Лутова
Людмила Алексеевна

Профессор кафедры генетики и биотехнологии биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, профессор Университета «Сириус», доктор биологических наук

Сокорнова
Софья Валерьевна

Ведущий научный сотрудник кафедры генетики и биотехнологии биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат биологических наук

Тихонович
Игорь Анатольевич

Академик РАН, декан биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, научный руководитель Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной микробиологии, профессор Университета «Сириус», доктор биологических наук

Хафизова
Галина Васильевна

Младший научный сотрудник кафедры генетики и биотехнологии Санкт-Петербургского государственного университета

Хлесткина
Елена Константиновна

Директор Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова, руководитель направления «Биология и биотехнология растений» Научного центра генетики и наук о жизни Университета «Сириус», руководитель направления «Агропромышленные и биотехнологии» проектной программы конкурса «Большие вызовы», профессор РАН, доктор биологических наук

Цветкова
Наталья Владимировна

Научный сотрудник кафедры генетики и биотехнологии биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат биологических наук

Положение о программе

Положение об образовательной программе
«Агробиология и генетика растений»
Образовательного центра «Сириус»

1. Общие положения

Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения образовательной программы «Агробиология и генетика растений» Образовательного центра «Сириус» (далее – образовательная программа), ее методическое и финансовое обеспечение.

1.1.  Образовательная программа «Агробиология и генетика растений» проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех) с 30 апреля по 23 мая 2020 года.

1.2.  К участию в конкурсном отборе на образовательную программу приглашаются школьники 9-10-11 классов (на момент подачи заявки), являющиеся учащимися государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, прошедшие конкурсный отбор.

Также к участию в образовательной программе могут быть допущены учащиеся 8 классов (на момент подачи заявки), прошедшие отбор по программе 9 класса.

1.3. Общее количество участников образовательной программы: не более 60 человек.

1.4. К участию в образовательной программе могут быть допущены только граждане Российской Федерации.

1.5. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех».

1.6. Научно-методическое и кадровое сопровождение образовательной программы осуществляют ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», ФГБНУ ФИЦ Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова и ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт цветоводства и субтропических культур», ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии», ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений».

1.7. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда.

1.8. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.

1.9. В течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) допускается участие школьников не более чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.

2. Цели и задачи образовательной программы

2.1. Цели образовательной программы: выявление одаренных учащихся, заинтересованных в изучении молекулярной генетики и агробиотехнологии растений, их знакомство с современными проблемами, достижениями, методологией в данной области науки, возможностями применения знаний на практике, максимальное развитие их творческих способностей, повышение общекультурного и образовательного уровней участников образовательной программы.

2.2. Задачи образовательной программы:
- развитие способностей учащихся в области молекулярной биологии и генетики;
- расширение кругозора учащихся;
- популяризация генетики и агробиотехнологии растений;
- формирование у участников образовательной программы навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- расширение знаний учащихся в области смежных с биологией наук;
- эстетическое воспитание и развитие творческих способностей участников образовательной программы.

3. Порядок отбора участников образовательной программы

3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется Координационным советом, формируемым руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также общих критериев отбора в Образовательный центр «Сириус»

3.2. Для участия в конкурсном отборе на образовательную программу необходимо пройти регистрацию на сайте Образовательного центра «Сириус». Регистрация будет доступна до 10 марта 2020 года.

3.3. Участники отбора ранжируются в зависимости от конкретной олимпиады (чем выше олимпиада в списке, тем более высокий приоритет она имеет) по результатам 9-11 классов. 

Порядок ранжирования

Порядок
приоритета
Название олимпиады  Рейтинг
1 Всероссийская олимпиада школьников по биологии Победители
2 Всероссийская олимпиада школьников по биологии Призеры
3 Олимпиада «Ломоносов» Победители
4 Олимпиада «Покори Воробьёвы Горы!» Победители
5 Олимпиада СПбГУ Победители
6 «Нанотехнологии - прорыв в будущее» Победители
7 Олимпиада «Ломоносов» Призеры
8 Олимпиада «Покори Воробьёвы Горы!» Призеры
9 Олимпиада СПбГУ Призеры
10 «Нанотехнологии - прорыв в будущее» Призеры
11 Региональный этап всероссийской олимпиады школьников Победители
12 Региональный этап всероссийской олимпиады школьников Призеры
13 Всесибирская открытая олимпиада школьников Победители
14 Всесибирская открытая олимпиада школьников Призеры
15 Турнир Ломоносова Победители
16 «Будущие исследователи - будущее науки» Победители
17 Турнир Ломоносова Призеры
18 «Будущие исследователи - будущее науки» Призеры
19 Сеченовская олимпиада Победители
20 Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор» Победители
21 Сеченовская олимпиада Призеры
22 Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор» Призеры

Для Регионального этапа ВсОШ, олимпиады «Ломоносов» и Всесибирской открытой олимпиады школьников учитываются результаты и за 2019-20, и за 2018-19 учебные годы (их результаты будут опубликованы до окончания срока подачи заявок), для остальных олимпиад из списка – только результаты 2018-19 учебного года.

Сведения для оценки академических достижений формируются автоматически на основании данных из Государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности.
Прикладывать к заявке подтверждающие документы не требуется.

3.4. В случае наличия нескольких достижений из перечисленного списка, учитывается достижение, которое имеет наиболее высокий приоритет согласно таблице выше.

3.5. В случае одинаковых достижений у 2 и более участников приоритет получают по следующим параметрам (в порядке убывания значимости):
- учащиеся, не являющиеся участниками мартовской программы по биологии
- учащиеся из региона из которого меньше участников отбора, стоящих выше в итоговой таблице.
- учащиеся 10 класса (на момент подачи заявки)
- учащиеся 9 класса (на момент подачи заявки)
- учащиеся имеющие лучшее второе максимальное достижение

3.6. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, решением координационного совета программы могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников.

3.7. Список кандидатов на участие в образовательной программе будет опубликован на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 19 марта 2020 года.

4. Аннотация образовательной программы

Образовательная программа ориентирована на ознакомление учащихся с современными проблемами, достижениями, методологией генетики и агробиотехнологии растений, возможностями применения знаний на практике, развитие творческих способностей учащихся.

Основная цель программы – сформировать у учащихся представление о возможности и необходимости вывести селекцию растений, как способ целенаправленного формирования у растений нужных адаптаций и признаков, на уровень требований и возможностей «постгеномной эры», что формулируется как «селекция следующего поколения – next generation breeding NGB». Основные вызовы, на которые предстоит ответить генетикам – это необходимость создания высокопродуктивного и устойчивого сельскохозяйственного производства с минимальным экологическим риском.

Программа будет состоять из трех блоков.

Первый блок: теоретические занятия по молекулярной генетике и селекции растений (с элементами геномики), транскриптомике, метаболомике, биотехнологии растений (с элементами генной инженерии), экологии растений.
Изучаемые темы предполагают наличие у участников образовательной программы глубоких знаний школьных курсов биологии и химии.

Второй блок: практические занятия, направленные на освоение некоторых методов генетики и биотехнологии растений.

Третий блок: самостоятельная исследовательская работа участников образовательной программы.

Участники образовательной программы будут разделены на учебные группы с учетом их возраста и уровня подготовки.
Обучение участников образовательной программы будет проходить в рамках трех учебных циклов по 5-6 дней. Объем учебных занятий в каждом цикле: 30 аудиторных часов.

5. Финансирование образовательной программы

Оплата проезда, пребывания и питания школьников – участников образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!