Программа была перенесена с мая на декабрь
Прием заявок для участия в конкурсном отборе был открыт до 10 марта 2020 года
К участию в программе допускались только зарегистрировавшиеся школьники
Рейтинг участников конкурсного отбора
По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru.
Программы прошлых лет: 2018
Образовательная программа была ориентирована на ознакомление учащихся с современными проблемами, достижениями, методологией генетики и агробиотехнологии растений, возможностями применения знаний на практике, развитие творческих способностей учащихся.
Основная цель программы — сформировать у учащихся представление о возможности и необходимости вывести селекцию растений, как способ целенаправленного формирования у растений нужных адаптаций и признаков, на уровень требований и возможностей «постгеномной эры», что формулируется как «селекция следующего поколения — next generation breeding NGB». Основные вызовы, на которые предстоит ответить генетикам, — это необходимость создания высокопродуктивного и устойчивого сельскохозяйственного производства с минимальным экологическим риском.
Программа состояла из трех блоков.
Первый блок: теоретические занятия по молекулярной генетике и селекции растений (с элементами геномики), транскриптомике, метаболомике, биотехнологии растений (с элементами генной инженерии), экологии растений. Лекции по основным направлениям агробиотехнологии растений были прочитаны ведущими специалистами в этой области. По окончании лекций школьники написали тестирование.
Второй блок: практические занятия, направленные на освоение некоторых методов генетики и биотехнологии растений. Темами лабораторных занятий стали «Методы выделения ДНК», «ПЦР для анализа полиморфизмов ДНК», «Культуры клеток растений» и «Основы биоинформатики».
Третий блок: самостоятельная исследовательская работа участников образовательной программы.
Исследовательские проекты
1. Конструирование штамма Rhizobium leguminosarum, несущего плазмиду pOPS0379
О проекте: Бобово-ризобиальный симбиоз представляет собой сложно регулируемый процесс, который контролируется генами обоих партнеров. Значительный прогресс понимания молекулярно-клеточных механизмов бобово-ризобиального симбиоза был достигнут благодаря микроскопическим исследованиям, в том числе, с использованием световой и электронной микроскопии. Принципиально новые возможности открывает использование конфокальной микроскопии, что в свою очередь требует получение трансгенных организмов, несущих флуоресцентных меток.
Целью проекта было получение чистой культуры штамма Rhizobium leguminosarum (RCAM1026), несущего плазмиду pOPS0379, методом конъюгации с E. coli. Плазмида pOPS0379 содержит ген устойчивости к канамицину и ген зеленого флуоресцентного белка (GFP) под промотором гена nif (нитрогеназа).
2. Сравнительный анализ биологически-активных соединений Nicotiana tabacum var Samsun
О проекте: Экстракты и соединения из растений табака, широко используются в фармакологии и для защиты растений. В этих растениях представлены соединения различной природы: флавоноиды, лигнаны, фенилпропаноиды, сескви- и дитерпены, алкалоиды и их производные. Многие из них проявляют биологическую активность включая цитотоксическую, противовирусную (как против вируса табачной мозаики растений, так и против вируса иммунодефицита человека), антибактериальную и фунгистатические активности.
В тоже время новые подходы, позволяющие увеличивать синтез БАВ в растениях, являются актуальными для биотехнологии. По одной из гипотез plast-гены могут влиять на образование метаболитов растений.
Целью работы стала оценка влияния plast-гена rol C на образование биологически активных соединений в растениях табака.
3. Изучение клТ-ДНК биоинформатическими методами
О проекте: Клеточная Т-ДНК — это последовательности, гомологичные Т-ДНК, фрагментам плазмид агробактерий, полученные растениями в результате горизонтального переноса генов. Растения, в геномах которых содержится клТ-ДНК, называют природно-трансгенными. С момента открытия клТ-ДНК и до недавнего времени (1983-2015) было известно всего 3 рода, внутри которых были найдены природно-трансгенные растения. Поиск и анализ трансгенов осуществляли с помощью классических методов генетики - различных видов ПЦР, блоттинга. Использование биоинформатических методов поиска и анализа, а также накопление информации о растительных геномах в базах данных привело к резкому расширению списка природно-трансгенных растений. При изучении клТ-ДНК обращают внимание на состав, структуру, копийность вставок, а также на сайт встраивания в растительном геноме. В совокупности эти данные позволяют прояснить историю появления и распространения клТ-ДНК в геномах растений, в некоторых случаях возможно использовать клТ-ДН как филогенетический маркер.
В работе участники применили набор базовых биоинформатических методов для исследования трансгенов в геномах представителей двух родов, Silene и Arachis. Для анализа был выбран cus-like ген — ген кукумопин-синтазы, гомолог cus гена Т-ДНК.
Цель работы — изучение клТ-ДНК в геномах S.noctiflora и S.latifolia, а также некоторых видов рода Arachis биоинформатическими методами.
4. Генетический анализ эмбриональной летальности у пшенично-ржаных гибридов
О проекте: Цель проекта — провести генетический анализ фенотипа эмбриональная летальность.
Результаты:
1. Установить число генов ржи, участвующих в проявление фенотипа эмбриональная летальность.
2. Генотипировать гибридные растения F2 (Л2хЛ7) ржи по аллелям гена эмбриональная летальность.
3. Выявить различия между автофертильными линиями ржи Л2 и Л7 по 4-м SSR маркерам (GRM902, GRM959, GRM130, GRM173). При обнаружении полиморфизма между линиями использовать маркер для анализа гибридов F2 (Л2хЛ7).
К участию в конкурсном отборе на образовательную программу приглашаются школьники 9-10-11 классов (на момент подачи заявки), являющиеся учащимися государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, прошедшие конкурсный отбор.
Участники отбора ранжируются в зависимости от конкретной олимпиады (чем выше олимпиада в списке, тем более высокий приоритет она имеет) по результатам 9-11 классов.
Порядок ранжирования
Порядок приоритета |
Название олимпиады | Рейтинг |
---|---|---|
1 | Всероссийская олимпиада школьников по биологии | Победители |
2 | Всероссийская олимпиада школьников по биологии | Призеры |
3 | Олимпиада «Ломоносов» | Победители |
4 | Олимпиада «Покори Воробьёвы Горы!» | Победители |
5 | Олимпиада СПбГУ | Победители |
6 | «Нанотехнологии - прорыв в будущее» | Победители |
7 | Олимпиада «Ломоносов» | Призеры |
8 | Олимпиада «Покори Воробьёвы Горы!» | Призеры |
9 | Олимпиада СПбГУ | Призеры |
10 | «Нанотехнологии - прорыв в будущее» | Призеры |
11 | Региональный этап всероссийской олимпиады школьников | Победители |
12 | Региональный этап всероссийской олимпиады школьников | Призеры |
13 | Всесибирская открытая олимпиада школьников | Победители |
14 | Всесибирская открытая олимпиада школьников | Призеры |
15 | Турнир Ломоносова | Победители |
16 | «Будущие исследователи - будущее науки» | Победители |
17 | Турнир Ломоносова | Призеры |
18 | «Будущие исследователи - будущее науки» | Призеры |
19 | Сеченовская олимпиада | Победители |
20 | Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор» | Победители |
21 | Сеченовская олимпиада | Призеры |
22 | Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор» | Призеры |
Для Регионального этапа ВсОШ, олимпиады «Ломоносов» и Всесибирской открытой олимпиады школьников учитываются результаты и за 2019-20, и за 2018-19 учебные годы (их результаты будут опубликованы до окончания срока подачи заявок), для остальных олимпиад из списка – только результаты 2018-19 учебного года.
В случае одинаковых достижений у 2 и более участников приоритет получают по следующим параметрам (в порядке убывания значимости):
- учащиеся, не являющиеся участниками мартовской программы по биологии;
- учащиеся из региона из которого меньше участников отбора, стоящих выше в итоговой таблице;
- учащиеся 10 класса (на момент подачи заявки);
- учащиеся 9 класса (на момент подачи заявки);
- учащиеся имеющие лучшее второе максимальное достижение.
Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, решением координационного совета программы могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников.
Список кандидатов на участие в образовательной программе будет опубликован на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 19 марта 2020 года.
Профессор кафедры генетики и биотехнологии биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доктор биологических наук
Научный сотрудник кафедры генетики и биотехнологии биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат биологических наук
Младший научный сотрудник лаборатории генетики растительно-микробных взаимодействий Всероссийского НИИ сельскохозяйственной микробиологии, Российской академии сельскохозяйственных наук (Санкт-Петербург, Пушкин)
Доцент кафедры цитологии и гистологии биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат биологических наук
Профессор кафедры генетики и биотехнологии биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, профессор Университета «Сириус», доктор биологических наук
Ведущий научный сотрудник кафедры генетики и биотехнологии биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат биологических наук
Академик РАН, декан биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, научный руководитель Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной микробиологии, профессор Университета «Сириус», доктор биологических наук
Младший научный сотрудник кафедры генетики и биотехнологии Санкт-Петербургского государственного университета
Директор Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова, руководитель направления «Биология и биотехнология растений» Научного центра генетики и наук о жизни Университета «Сириус», руководитель направления «Агропромышленные и биотехнологии» проектной программы конкурса «Большие вызовы», профессор РАН, доктор биологических наук
Научный сотрудник кафедры генетики и биотехнологии биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат биологических наук
Положение об образовательной программе
«Агробиология и генетика растений»
Образовательного центра «Сириус»
1. Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения образовательной программы «Агробиология и генетика растений» Образовательного центра «Сириус» (далее – образовательная программа), ее методическое и финансовое обеспечение.
1.1. Образовательная программа «Агробиология и генетика растений» проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех) с 30 апреля по 23 мая 2020 года.
1.2. К участию в конкурсном отборе на образовательную программу приглашаются школьники 9-10-11 классов (на момент подачи заявки), являющиеся учащимися государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, прошедшие конкурсный отбор.
Также к участию в образовательной программе могут быть допущены учащиеся 8 классов (на момент подачи заявки), прошедшие отбор по программе 9 класса.
1.3. Общее количество участников образовательной программы: не более 60 человек.
1.4. К участию в образовательной программе могут быть допущены только граждане Российской Федерации.
1.5. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех».
1.6. Научно-методическое и кадровое сопровождение образовательной программы осуществляют ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», ФГБНУ ФИЦ Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова и ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт цветоводства и субтропических культур», ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии», ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений».
1.7. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда.
1.8. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.
1.9. В течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) допускается участие школьников не более чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.
2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Цели образовательной программы: выявление одаренных учащихся, заинтересованных в изучении молекулярной генетики и агробиотехнологии растений, их знакомство с современными проблемами, достижениями, методологией в данной области науки, возможностями применения знаний на практике, максимальное развитие их творческих способностей, повышение общекультурного и образовательного уровней участников образовательной программы.
2.2. Задачи образовательной программы:
- развитие способностей учащихся в области молекулярной биологии и генетики;
- расширение кругозора учащихся;
- популяризация генетики и агробиотехнологии растений;
- формирование у участников образовательной программы навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- расширение знаний учащихся в области смежных с биологией наук;
- эстетическое воспитание и развитие творческих способностей участников образовательной программы.
3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется Координационным советом, формируемым руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также общих критериев отбора в Образовательный центр «Сириус»
3.2. Для участия в конкурсном отборе на образовательную программу необходимо пройти регистрацию на сайте Образовательного центра «Сириус». Регистрация будет доступна до 10 марта 2020 года.
3.3. Участники отбора ранжируются в зависимости от конкретной олимпиады (чем выше олимпиада в списке, тем более высокий приоритет она имеет) по результатам 9-11 классов.
Порядок ранжирования
Порядок приоритета |
Название олимпиады | Рейтинг |
---|---|---|
1 | Всероссийская олимпиада школьников по биологии | Победители |
2 | Всероссийская олимпиада школьников по биологии | Призеры |
3 | Олимпиада «Ломоносов» | Победители |
4 | Олимпиада «Покори Воробьёвы Горы!» | Победители |
5 | Олимпиада СПбГУ | Победители |
6 | «Нанотехнологии - прорыв в будущее» | Победители |
7 | Олимпиада «Ломоносов» | Призеры |
8 | Олимпиада «Покори Воробьёвы Горы!» | Призеры |
9 | Олимпиада СПбГУ | Призеры |
10 | «Нанотехнологии - прорыв в будущее» | Призеры |
11 | Региональный этап всероссийской олимпиады школьников | Победители |
12 | Региональный этап всероссийской олимпиады школьников | Призеры |
13 | Всесибирская открытая олимпиада школьников | Победители |
14 | Всесибирская открытая олимпиада школьников | Призеры |
15 | Турнир Ломоносова | Победители |
16 | «Будущие исследователи - будущее науки» | Победители |
17 | Турнир Ломоносова | Призеры |
18 | «Будущие исследователи - будущее науки» | Призеры |
19 | Сеченовская олимпиада | Победители |
20 | Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор» | Победители |
21 | Сеченовская олимпиада | Призеры |
22 | Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор» | Призеры |
Для Регионального этапа ВсОШ, олимпиады «Ломоносов» и Всесибирской открытой олимпиады школьников учитываются результаты и за 2019-20, и за 2018-19 учебные годы (их результаты будут опубликованы до окончания срока подачи заявок), для остальных олимпиад из списка – только результаты 2018-19 учебного года.
Сведения для оценки академических достижений формируются автоматически на основании данных из Государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности.
Прикладывать к заявке подтверждающие документы не требуется.
3.4. В случае наличия нескольких достижений из перечисленного списка, учитывается достижение, которое имеет наиболее высокий приоритет согласно таблице выше.
3.5. В случае одинаковых достижений у 2 и более участников приоритет получают по следующим параметрам (в порядке убывания значимости):
- учащиеся, не являющиеся участниками мартовской программы по биологии
- учащиеся из региона из которого меньше участников отбора, стоящих выше в итоговой таблице.
- учащиеся 10 класса (на момент подачи заявки)
- учащиеся 9 класса (на момент подачи заявки)
- учащиеся имеющие лучшее второе максимальное достижение
3.6. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, решением координационного совета программы могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников.
3.7. Список кандидатов на участие в образовательной программе будет опубликован на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 19 марта 2020 года.
4. Аннотация образовательной программы
Образовательная программа ориентирована на ознакомление учащихся с современными проблемами, достижениями, методологией генетики и агробиотехнологии растений, возможностями применения знаний на практике, развитие творческих способностей учащихся.
Основная цель программы – сформировать у учащихся представление о возможности и необходимости вывести селекцию растений, как способ целенаправленного формирования у растений нужных адаптаций и признаков, на уровень требований и возможностей «постгеномной эры», что формулируется как «селекция следующего поколения – next generation breeding NGB». Основные вызовы, на которые предстоит ответить генетикам – это необходимость создания высокопродуктивного и устойчивого сельскохозяйственного производства с минимальным экологическим риском.
Программа будет состоять из трех блоков.
Первый блок: теоретические занятия по молекулярной генетике и селекции растений (с элементами геномики), транскриптомике, метаболомике, биотехнологии растений (с элементами генной инженерии), экологии растений.
Изучаемые темы предполагают наличие у участников образовательной программы глубоких знаний школьных курсов биологии и химии.
Второй блок: практические занятия, направленные на освоение некоторых методов генетики и биотехнологии растений.
Третий блок: самостоятельная исследовательская работа участников образовательной программы.
Участники образовательной программы будут разделены на учебные группы с учетом их возраста и уровня подготовки.
Обучение участников образовательной программы будет проходить в рамках трех учебных циклов по 5-6 дней. Объем учебных занятий в каждом цикле: 30 аудиторных часов.
5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда, пребывания и питания школьников – участников образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».