Космос ближе, чем кажется. По подсчётам учёных, за сутки на Землю падает около 80 тонн небесного вещества. А за год – более 20000 тонн. Многие из метеоритов не долетают до поверхности, сгорая в атмосфере. Но тысячи космических тел и их осколков ежегодно обрушивается на планету.
Две лекции, посвящённые метеоритам, для участников февральской смены провёл Виктор Иосифович Гроховский — профессор физико-технологического института Уральского федерального университета, член Комитета по метеоритам РАН, член международного Метеоритного общества.
Как отличить объект из космоса от земного, где лучше всего искать «звёздных странников» и почему нужно изучать упавшие с неба камни, учёный рассказал в интервью.
Встреча организована при поддержке АО «РВК» (государственного института развития, ориентированного на построение единой национальной инновационной системы).
- Чтобы изучать метеориты, не нужно летать в космос — они сами падают к нам на Землю. А вот об астероидах мы знаем недостаточно. Можно по пальцам пересчитать космические экспедиции для исследования малых тел Солнечной системы. Нужно изучать метеориты, чтобы знать, как устроены астероиды. Классификация метеоритов разнообразна — их больше сотни типов. И найти два одинаковых — крайне сложно. Каждый чем-то уникален.
- Как часто падают опасные метеориты?
- Нельзя сказать, что здесь есть какая-то закономерность. Нашей стране, в этом смысле, повезло. Для такой огромной территории, подобное явление – крайне редкое. Если говорить обо всей планете, можно сказать, раз в 50 лет падение опасного метеорита стоит ожидать.
- Как отличить космическое тело от обыкновенного земного камня?
- Первое, на что можно обратить внимание – это внешняя форма и состав. Но здесь легко ошибиться, приняв за метеорит земной камень. Главный отличительный признак – особая внутренняя структура, которая могла сформироваться только в необычных условиях. Её нельзя разглядеть невооружённым взглядом. В железных метеоритах это так называемая видманштеттова структура, отличающаяся геометрически правильным расположением элементов. Такая структура формируется в результате медленного остывания – на градус в течение миллиона лет. Есть также каменные метеориты. Их ещё называют хондриты, так как они содержат хондры – особые круглые образования, состоящие из материи, из которой формировалась солнечная система после сжатия газо-пылевого облака.
- Можно ли невооружённым глазом определить, что это метеорит?
- Если это не осколок, а целый метеорит, он, как правило, имеет форму снаряда. Ещё одним признаком является наличие ржавчины. Металл есть во всех метеоритах. Полежав в земле, он окисляется. Даже фрагменты челябинского метеорита спустя короткое время окислились. Хочу отметить, что случаи, когда осколки метеоритов находят случайно, очень редкие. Ходить в поисках метеорита с металлоискателем, если вы не знаете точного места падения, нет смысла.
- Где же искать метеориты?
- Идеальный вариант, когда заранее известно место падения. Также установлено, что в пустынях и в Антарктиде есть особые природные механизмы концентрации всего, что падает с неба. В Антарктиде существуют участки голубого льда, в котором концентрация космического вещества гораздо выше, чем на всей планете. Места скопления метеоритов есть и в пустынях. Космические тела падали в песок, под воздействием ветра песчаные холмы двигались, выкладывая метеориты, как на подложку.
- Какой интерес, с практической точки зрения, может представлять изучение внеземного вещества?
- Во-первых, это понимание процессов, связанных с металлом. Я металлург по образованию и вижу, что есть такие процессы, которые нельзя повторить в наших условиях, но они в принципе возможны.
- Возможно, в будущем мы сможем повторить их?
- Процессы, связанные с медленным остыванием, - нет. Но применить закономерности структурных и фазовых превращений для других материалов мы сможем.
- Есть ли неожиданные способы применения знаний, связанных с изучением метеоритов?
- Сейчас в мире заговорили о космических ресурсах, в частности, об освоении астероидов с целью добычи там полезных элементов. Лично мне идея кажется фантастикой, но тем не менее, эти исследования финансируются на государственном уровне одной из европейских стран.
- Что можно там добывать?
- Многие металлы, включая железо и редкие благородные, были доставлены на ранних этапах жизни нашей планеты другими космическими телами. Некоторые месторождения напрямую связаны с падением метеоритов.
- Готово ли человечество к метеоритной опасности?
- К сожалению, пока не готово. Нам повезло, что ни один из последних метеоритов не привёл к катастрофическим последствиям. К примеру, Тунгусское явление произошло вдали от населённых пунктов. А Челябинский метеорит был настолько небольшим, что не привёл к жертвам. Были выбиты стёкла, причинён огромный ущерб, но все остались живы.
Хотя метеоритная угроза существует, полноценной системы для защиты планеты нет. Чтобы создать такую систему защиты от космической угрозы в планетарном масштабе, нужны колоссальные вложения. Для этого должны объединиться все крупнейшие государства.
О том, как проходят будни юных ученых Уральской смены, их работа над проектами, встреча с учеными и просто яркие моменты из жизни в «Сириусе» можно найти в ежедневных заметках и фотоотчетах, которые публикуются на сайте sirius.urfu.ru.