Участники направления «Освоение мирового океана» посетили Племенной форелеводческий завод «Адлер» – крупнейший производитель радужной и янтарной форели в России и один из ключевых поставщиков этих пород рыб в Европе.
Где-то между Адлером и Красной поляной среди зеленых холмов на берегу реки Мзымта расположилось форелевое хозяйство «Адлер». Это единственное в России хозяйство, которое располагает коллекцией наиболее распространенных пород форели. Заводчики вывели две собственные породы радужной форели – Адлер и Адлерская янтарная, – которые являются большой гордостью хозяйства.
Рыбная ферма состоит из десятков обособленных прудов, в которых выращивают различные породы форели для продажи, белугу и осетровых – на икру.
В первых двух прудах плещется форель солидных размеров. Это особи-производители. Их содержат в артезианской воде не для продажи, а для того, чтобы из их икры выводить новые поколения рыб.
Дальше идут пруды с мальками. Вода в них оживает от тысяч маленьких рыбешек. Чтобы защитить молодняк от солнца и птиц, пруды накрывают специальными навесами.
Ну, и как же без кормежки на рыбной ферме? Вместе с экскурсоводом мы подходим к прудам с порционной форелью, которая идет на продажу, и нам разрешают немного подкормить стаю. Вообще, по словам заводчиков, форель меры не знает и может есть без остановки. Поэтому диету рыб контролируют сотрудники фермы.
«Мне близка эта тема, поскольку здесь, на программе, я занимаюсь проектом «Выращивание рыб в индустриальных условиях», – говорит воспитанница «Сириуса» Ирина Пикина из города Химки Московской области. – Мы тестируем два корма – импортный и отечественный, – чтобы выяснить, какой из них больше подходит для выращивания рыб. Вообще, тут совершенно другая атмосфера, ты делаешь какие-то важные вещи не только для себя, но и для других,
В конце мы подходим к водоему с радужной форелью. Спина у этой рыбы чернее ночи и сперва непонятно, почему ее называют радужной. Но экскурсовод бросает горсть корма в гущу стаи. Рыбы начинают подскакивать и открывают свое брюшко зрителям. Оно действительно переливается всеми цветами радуги.
«Ребят поездка впечатлила, они сказали: своеобразная, интересная. Было видно, что им понравилось кормить рыб, особенно, как те набрасывались на корма. Да чего уж там, взрослые тоже получили массу удовольствия», – говорит Наталья Евтушенко, специалист группы оперативного спутникового мониторинга морей ГК «СКАНЭКС», руководитель проекта «Моделирование дрейфа плавучих объектов на поверхности моря».
В научном выезде приняли участие все школьники, работающие над проектами направления «Освоение мирового океана». Пока для ребят эта тема не столько ориентир на будущую профессию, сколько способ выразить себя, почувствовать свою значимость и разобраться, насколько интересно им заниматься океанологией.
«Освоение мирового океана – это достаточно экзотическое направление, оно не изучается всеми школьниками. Нам интересно узнать его поближе, это что-то новое для нас. Новое, но интересное, – делится участница образовательной программы «Большие вызовы» Анастасия Сиротина из Нового Уренгоя. – Мой проект связан с оценкой антропогенной нагрузки на Черное море. Мы исследуем самые серьезные по риску районы, где может быть больше всего судовых разливов, например, нефти. Изучаем, а затем ищем, как улучшить экологию Черного моря. Мне кажется, это важное дело».
Многие считают, что работа с рыбами сводится только к их кормлению, но это не так. Надежда Мирошникова, методист направления и ГБОУ «СОШ № 291» в Санкт-Петербурге по проектной и профориентационной работе комментирует: «Выезд на форелевое хозяйство помог всем ребятам погрузиться в особенности функционирования рыбоводного хозяйства, ознакомиться с основными этапами выращивания рыбы, осознать важность и нужность такой работы. Они увидели основные стадии развития рыб: молодь, товарная рыба, производители. Познакомились с особенностями получения потомства, узнали, что не все потомство жизнеспособно, и возможны генетические мутации, которые выражаются в изменении окраски. Многие ребята посетили такое крупное рыбоводное предприятие впервые, это позволило значительно расширить их кругозор».
Материал подготовила Тамара Беседина (Университет ИТМО)