В Парке науки и искусства «Сириус» выступила Татьяна Владимировна Черниговская – знаменитый российский психолог и нейролингвист. На встречу были приглашены педагоги, а также работники культуры и здравоохранения города Сочи.
Центральной темой лекции стал синтез гуманитарного и естественно-научного знания. Конвергенция наук, то есть процесс слияния разных областей, становится особенно актуальной в современном мире. Простую механическую работу всё чаще делают автоматизированные системы, тем временем от человека требуется владение знаниями сразу в нескольких сферах – специалист должен быть универсальным. В этой связи, Татьяна Владимировна отметила необходимость серьёзного фундаментального образования в школах и университетах.
Татьяна Черниговская рассказала, что на сегодняшний день всё более и более популярным становится изучение мозга – сети с бесчисленным количеством нейронных связей, взаимодействующих друг с другом. Результаты таких исследований могут быть полезными в самых разных областях – это структура и организация общества, медицина, образование и многое другое.
На встрече были затронуты самые разные вопросы из сферы когнитивных исследований, а в завершение лекции у собравшихся в зале гостей появилась возможность задать Татьяне Владимировне интересующие вопросы.
- Почему, на Ваш, взгляд, отсутствует общая теория сознания?
- Нет договоренности, что называть сознанием, поэтому нельзя сделать следующий шаг. Одни считают сознание просто рефлексом, другие – уверенны, что сознание где-то во Вселенной, а мы являемся лишь приемником. Пока ни первый вариант, ни второй не могут быть доказаны. Более того, нет общепринятого определения.
- В этом вопросе какие исследования сознания, по Вашему мнению, являются перспективными?
- На этот вопрос можно рассуждать долго. Я две недели назад была в Нью-Дели на встрече с Далай-ламой, и эта встреча произвела на меня неожиданное впечатление, так как буддистская картина мира не совпадает с нашей. Мне кажется, в эту сторону стоит посмотреть внимательнее, ведь вещи, которые в 20 веке открыла квантовая физика, тысячелетия назад уже были описаны в буддистских текстах.
- Вопрос, который волнует всех педагогов: как воспитывать у детей законопослушное поведение?
- Конечно, мир не может существовать без правил, но разгадка – во внутреннем отношении. Считаю, что нужно формировать понимание того, что воровать нельзя не потому что тебя посадят в тюрьму, а потому что это очень плохо и стыдно.
- Хотелось бы узнать Ваше мнение о том, как научить ребенка слушать классическую музыку и как поддержать интерес?
- Этой теме я могла бы посвятить отдельную лекцию, так как в последнее время меня очень интересует классическая музыка. Музыке нужно учить всех детей не потому что из них потом получатся великие музыканты и композиторы, а потому что, когда ребенок привыкает обращать внимание на мелкие изменения – это строит его нейронную сеть, это даже помогает при чтении. Я задавалась вопросом, зачем Эйнштейн играл на скрипке? Думаю, он настраивал мозг на работу в другом режиме, который открывал возможности к нетривиальному способу мыслить. Нужно «отпускать тормоза», поэтому я всегда говорю, если ребенок хочет заниматься лежа посреди комнаты, пусть так и будет. То же самое касается плохого почерка – учитель не должен снижать оценку, если, конечно, мы говорим не об уроке каллиграфии. Возвращаясь к вопросу об обучении, считаю, что любой человек должен получить гуманитарное образование, чтобы сформировать серьезный внутренний мир.
Татьяна Владимировна Черниговская – доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Заслуженный работник высшей школы и Заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры общего языкознания Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук и лабораторией когнитивных исследований СПбГУ.