help@sochisirius.ru

С лекцией для воспитанников «Сириуса» выступил антрополог, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Станислав Дробышевский. Он рассказал школьникам, как жилось их ровесникам сотни тысяч и миллионы лет назад, какие опасности их подстерегали, легко ли им было стать взрослыми и какие еще подробности их жизни можно узнать сейчас.

Свой рассказ лектор начал с того, каким образом антропологам удается что-то выяснить о жизни далеких предков. В первую очередь они исследуют останки людей (и животных, если находят рядом) и предметы быта: оружие, украшения, орудия труда, ритуальные предметы. По костям можно примерно установить возраст и (не всегда) пол человека, иногда – узнать, чем он болел, какие травмы получал. Вроде бы немного, но если внимательно изучить останки, сравнить друг с другом и с останками современных людей, то можно узнать много интересного.

По строению отдельных костей, их размеру, форме, объему черепа можно понять, могли ли далекие предки людей говорить – не по-обезьяньи резко кричать, а произносить отдельные звуки. По отметкам на костях можно узнать, что на человека напал медведь или сородичи, хотя здесь нужно быть осторожным: если у многих членов племени были похоже травмы, это могут быть последствия ритуалов, например, инициации – обряда принятия подростка в племя, признания взрослым. Следы на костях оставляет и развитие мышц – по останкам можно определить, что человек часто поднимал руку и заводил назад, как при метании копья, или держал поднятой, поддерживая груз на голове. Химический состав костей может рассказать о рационе людей – например, дефицит цинка укажет на вегетарианскую диету, а возможно, запрет есть мясо, связанный с тем же обрядом инициации.

Как же жилось детям тысячи и миллионы лет назад? Если одним словом – нелегко. Они рано начинали работать, уже в два-три года помогали взрослым разделывать туши животных. Когда становились постарше, начинали делать орудия, тренироваться в охоте. Беззаботным это детство тоже нельзя назвать: на детей могли напасть люди из другого племени, медведи, волки, множество других хищников, а то и орлы.

У многих культур отдельным испытанием становилась инициация. Иногда это была проверка на смелость (пройти по длинной темной пещере с рисунками на стенах и черепами животных на полу), иногда – на стойкость (выдержать болезненную процедуру, после которой могли оставаться шрамы и даже отметины на костях) или на послушание (долго не есть мясо).

С другой стороны, как и современным детям, им удавалось поиграть, хотя игры и игрушки были совсем другими. Дети возились с костями животных, палочками и уменьшенными копиями орудий труда (а маленькое рубило, например, сделать намного сложнее, чем обычное), подражали взрослым и одновременно учились. Иногда развлечения были опасными: на склоне одного из итальянских вулканов нашли детские следы, которые указывают, что ребята захотели посмотреть на извержение и едва успели убежать.

Вопросы Станислав Дробышевский попросил оставить на конец, и накопилось их много. Как могли останки сохраниться так долго? Как определяют возраст детей? А цвет кожи? А почему пол можно узнать не всегда? А кто проводил инициацию? И зачем так жестоко? Неужели нельзя было без нее?

Дошедшие до нас останки древних предков – большая удача, лучше всего они сохраняются в мерзлоте. Возраст можно примерно определить по строению костей и зубов – каждый возраст имеет свои признаки. Цвет кожи – по анализу ДНК, хотя ее редко удается получить, особенно целиком, а не отдельными фрагментами. Пол взрослых узнают по пропорциям скелета (с точностью около 80%), а чем младше ребенок, тем сложнее его определить. Инициацию проводил, скорее всего, любой взрослый племени, их было не так много. Она была и испытанием, и обозначением – по шраму на лбу, например, легко отличить соплеменника от чужака, и те, кто не проходил эту проверку, могли так и не стать полноправными членами племени.

– Радуйтесь, что вы живете в XXI веке, что вы находитесь в таком замечательном месте, что вас не гоняют орлы, саблезубые тигры, медведи и бог знает кто еще, что вы играете не костями и не хрусталиками моржей, а вполне нормальными игрушками, и можете учиться не колоть каменные рубила, а чему-то гораздо более интересному, в том числе можете узнавать, что было в прошлом, – завершил свой рассказ Дробышевский.

Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2018 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!