В сентябре доктор филологических наук, профессор СПбГУ, литературовед, критик и автор учебных пособий Игорь Сухих провел цикл лекций по классической литературе для участников программы «Литературное творчество».
Сухих является автором огромного количества работ по истории русской литературы и критики ХIХ-ХХ веков. Его перу принадлежат «Книги ХХ века: Русский канон», «Двадцать книг ХХ века», монографии о Чехове и Довлатове, а также научно-популярная трилогия «Русская литература для всех». Неудивительно, что разговор с ребятами завязался о том, как понимать литературу, что из себя представляет структура художественного текста и какие взаимоотношения могут складываться между автором, героем и читателем. И, конечно, не обошлось без диалога о писателях-юбилярах 2018 года: И.С. Тургеневе (200 лет), Л.Н. Толстом (190 лет) и М. Горьком (150 лет) – и об их произведениях.
Встречи вышли интересным, и, по словам школьников, все, что они услышали на лекциях Игоря Сухих, пригодилось им в работе над авторским текстом, в котором школьникам предстояло ответить на один из проблемных вопросов классической литературы: о смысле жизни, природе человека, предназначении искусства или поиске «героя времени».
После лекций молодые литераторы взяли у гостя интервью. В нем Игорь Сухих рассказал, как пишутся исторические и биографические книги, поделился своими литературными планами и дал совет о том, что читать.
– Игорь Николаевич, серия Ваших книг «Русская литература для всех» приобрела известность среди школьников, студентов-филологов и не филологов, а также педагогов и людей, интересующихся литературой. Будет ли продолжение?
– Во-первых, эта серия выросла из школьных учебников. Она представляет собой курс русской литературы с 9 по 11 класс. Я переработал ее для чтения и рад, что книги хорошо расходятся. Недавно появилось уже третье издание трилогии. Изначально содержание было задано «школьными» рамками, но, конечно, какое-то желание продолжить эту серию время от времени возникает, и я хотел бы ею заняться, если у меня появится возможность. Сейчас же могу сказать, что к трехтомнику есть расширение и дополнение, связанное с повествовательными произведениями. В издательстве «Время» в 2013 году у меня выходила книга «Русский канон. Книги ХХ века», представляющая разбор 30 главных драматических и эпических произведений. Там присутствуют и Варлам Шаламов, и Борис Пастернак, и Юрий Олеша. Это книга немного в ином жанре, с иным подходом, но продолжающая вышеупомянутую трилогию. Если появятся время и предложения от издательства, то серию книг можно было бы продолжить, расширить, потому что курс литературы ХХ века в школе представлен довольно сужено.
– Расскажите, какими источниками Вы пользуетесь при написании исторических и биографических книг? Где находите информацию?
– Как всякий филолог – всюду. Любой текстолог вам скажет: есть пособия, источники. Источники – это замечательная русская классика, от «Слова о полку Игореве» до наших дней. В предисловии к трилогии я говорю, что всю русскую литературу можно рассматривать как огромную Книгу, на обложке которой стоит «РУСЛИТ» – русская литература.
Из пособий же я опираюсь на разнообразные труды коллег-филологов, которые специально изучали творчество разных писателей. Опираюсь на мемуары, документы, использую все, что обычно использует филолог при написании книг и статей. Методологически мои популярные книги ничем не отличаются от тех работ, которые я пишу для своих коллег и затем публикую в специальных сборниках.
– Ваши изданные книги можно отнести к научно-популярной литературе. А планируете ли Вы написать художественное произведение?
– Это странный и в то же время замечательный вопрос. Начну немного издалека. Обычно считается (так говорят писатели, беллетристы), что филолог – это неудавшийся писатель. Сегодня эту формулу можно вывернуть наизнанку: писатель – это недоучившийся филолог.
В последнее время появляются замечательные книги, написанные как раз филологами. Очень известен, постоянно переиздается роман великолепного чеховеда Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». К сожалению, это его единственная книга. Автор «Лавра» и «Авиатора» Евгений Водолазкин – авторитетный исследователь древнерусской литературы, сотрудник Института русской литературы (Пушкинского дома). Наряду с научными трудами пишут художественную прозу мои коллеги с филологического факультета Петербургского университета Андрей Аствацатуров и Андрей Степанов. К слову, одна из сказок Степанова предлагалось для анализа на Всероссийской олимпиаде по литературе.
Написать роман я уже не успею: не хватит времени, а, может быть, и таланта, но все же я сочиняю в таком странном жанре, как русские хокку. Если хотите узнать, что это такое, можете заглянуть в журнал «Нева», там были две большие публикации (2010, № 4; 2015, № 4). Таких текстов, которые сочиняются, когда научные работы писать трудно, в самолете или поезде, у меня довольно много, наверное, на большую книгу. Но пока это скорее развлечение для себя. Так что, если отвечать на вопрос кратко, в ближайшее время нет.
– Дайте, пожалуйста, совет участникам литературной образовательной программы: что следует прочитать в первую очередь?
– Мне кажется, что все зависит от общего направления. Студентам-филологам, чем бы они ни занимались, я советую прочесть две книги, причем прочесть их довольно легко, потому что структура фрагментарна. Они представляют собой творческую лабораторию филолога (по аналогии с творческой лабораторией писателя). Первая – цикл филологических заметок Лидии Гинзбург «Из старых записей», вторая – книга Михаила Гаспарова «Записи и выписки». Это замечательный сборник филологических анекдотов, наблюдений, микроанализов, которые демонстрируют, насколько интересным, увлекательным занятием является «веселая наука» филология. Кстати, эта книга, как лучшая проза, в свое время получила литературную премию Андрея Белого. А дальше можно идти в любую сторону: Юрий Тынянов, Юрий Лотман, Корней Чуковский. Перед вами огромное поле, все зависит от избранного пути.
– Вы не первый раз приезжаете в «Сириус» для работы со школьниками. А в чем заключается Ваш интерес к Центру и программе «Литературное творчество»?
– Я хочу сказать, что мне очень интересно общаться с вашими сверстниками. Филологи не должны писать только для себя и других филологов. Больше всего я занимался творчеством Чехова, и своим коллегам-чеховедам я обычно говорю: если на наших конференциях мы будем общаться только друг с другом, то скоро нас станет совсем мало, в итоге будем вещать о своих открытиях в пустоту. Мы должны пытаться увлечь тем, чем занимаемся, как можно больше людей. «Сириус» предоставляет для этого замечательную возможность. Мне приятно слушать школьников и работать с ними, потому что это и есть шанс расширить круг интересующихся книжной культурой. Это правда, что в «Сириусе» я не первый и даже не второй раз, и буду с удовольствием приезжать сюда еще.
Беседовала: Дарья Корочкина (17 лет, Ковров, «Литературное творчество» )