help@sochisirius.ru

Юрий Бурлака, российский артист балета, педагог и балетмейстер-постановщик, в прошлом – худрук балетной труппы Большого театра, ныне – главный балетмейстер Самарского театра оперы и балета, провел октябрьским воспитанникам направления «Хореография» цикл мастер-классов по дуэтно-классическому танцу.  

Область интересов Юрия Бурлаки фундаментальная. Заслуженный артист России и участник международных конференций по сохранению классического наследия, он не одно десятилетие ведет научные изыскания в области старинной хореографии и музыки балетного театра. Неудивительно, что занятия со знаменитым балетмейстером стали для молодых артистов одним из самых ожидаемых событий образовательной программы.

О том, какая тема стала ключевой на занятиях с Юрием Бурлакой, на каких спектаклях отечественного и зарубежного хореографического искусства следует растить новое поколение танцовщиков и насколько сегодня востребована профессия артиста балета, говорим в интервью со знаменитым артистом.

– Юрий Петрович, на ваших мастер-классах внимание уделяется не только практике, но и теории. Расскажите о ваших занятиях: какая тема стала ключевой?   

– Ключевая тема этого года, конечно, юбилей великого балетмейстера Мариуса Петипа. Мы много говорили о его наследии. А наследие Петипа – это весь современный и классический репертуар, который ставится не только в нашей стране, но и во всем мире. У нас было много учебной практики – репетиционные занятия, включающие фрагменты балетных спектаклей, с которыми воспитанники будут выступать на отчетном концерте в конце образовательной программы. Иными словами, главная тема наших мастер-классов – классический танец в фокусе творчества Петипа.  

– Вы всю жизнь активно занимаетесь классическим наследием. Поэтому вопрос о том, какую роль понимание классического балета играет сегодня в воспитании молодых артистов и сколько процентов в их образовательной программе должны занимать произведения из классического наследия, а сколько из новых постановок? Насколько важен баланс классики и современности?

– Не зная основ и не имея базы, невозможно построить что-либо новое. За всю историю искусства и театра попытки перечеркнуть все, что было создано ранее, и явить то, чего еще не было, встречались много раз. Все они оказались безуспешными, потому что невозможно игнорировать огромное наследие, которое осталось нам от русского императорского театра и от театра Мариуса Петипа. Мы понимаем, что Петипа как великий хореограф влияет и на современное балетное искусство, ведь основа любой образовательной программы хореографических училищ, а затем и балетных театров (будь то маленькие или большие труппы) – это спектакли как раз классические. При этом я также понимаю, что любой театр – это прежде всего баланс репертуара. Он должен состоять из классической части и из современной, спектакли которой могут быть построены на разных видах техники, в том числе и на классическом танце.

– Воспитанникам всегда нужно показывать не только русский балет, но и прекрасные западные спектакли. Какие постановки дадут им более глубокое понимание зарубежного хореографического искусства?

– Таких спектаклей огромное количество: на Западе балет всегда активно развивался. Если говорить о начале века, то, конечно, благодаря русским сезонам Дягилева и русским артистам, которые гастролировали по всему миру, начал возрождаться интерес к классическому балету и классическому театру. Весь зарубежный репертуар ХХ века поставлен с оглядкой на русские спектакли. Вспомните гастроли Большого театра в Лондоне в 1956 году: они настолько повлияли на английский балет, что даже такие замечательные британские хореографы, как Фридрих Аштон или, например, Кеннет Макмиллан, по образцам наших спектаклей стали ставить свои балетные постановки, к слову, тоже очень хорошие. Есть много чудесных западных балетных спектаклей, основанных на сюжетах русской литературы. «Онегин», например, или «Татьяна» Джона Ноймайера. Известнейшие во всем мире хореографы часто работают с русскими темами, то есть существует огромное количество образцов, на которых можно воспитывать новое подрастающее поколение.

– Насколько сегодня востребована профессия артиста балета? Что ждет выпускников за стенами хореографических училищ и в чем трудности их профессионального становления, если такие имеются?

– Если в нашей стране существует огромное количество театров и вместе с ними появляются новые (совсем недавно построили новый театр в Астрахани, там никогда его не было, и во Владивостоке тоже появился), значит, это востребовано. И не только количество театров увеличивается по стране, но и количество балетных школ. Значит, интерес не угасает. Каждый год с мая месяца начинаются вступительные экзамены в хореографические учебные заведения, и поток абитуриентов всегда большой. Есть определенные проблемы, конечно. В основном это связано с набором мальчиков в балетные классы, они все меньше интересуются балетом, несмотря на то, что эта профессия вполне мужская, требующая огромной выносливости.

В любом случае балет нужно продолжать поддерживать и популяризировать, как этим занимается «Сириус». С другой стороны, такого рода задачи должны решать не только образовательные учреждения, но и, например, средства массовой информации. Не просто транслировать, что происходит на сцене, а показывать балетный театр и балетную школу из закулисья: что из себя представляет студенческая жизнь воспитанников хореографического училища, как они попадают в театр и как в нем работают. Больше показывать такие простые, на первый взгляд, вещи.

– Воспитанникам октябрьской хореографической программы важны ваши профессиональные рекомендации. На что им сейчас следует больше обращать внимания?

– Следует честнее относиться к понятию балетной школы. Школа – это же не только здание, в которое они приходят каждый день, это все-таки тот опыт, который накопил русский театр и русская балетная педагогика, пройдя через многих-многих людей, передавая его из поколения в поколение. Ученики должны понимать всю значимость этого процесса. Должны уметь слышать и слушать. И когда они станут профессиональными артистами, то непременно поймут, насколько важны знания, которые они получили от своих наставников. Сейчас им следует просто внимательнее относиться к тому, что им хотят передать педагоги. Потому что, как я уже говорил, без фундамента и основы ничего нового и крепкого не построить.

/uploads/post/5bc8b0c80db0c-list_new.JPG
18. 10
важное
Студенты магистратуры «Развитие детской одаренности» обсудили с научными руководителями и ректором Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорем Реморенко темы диссертаций
Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2018 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!