help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Известная колумнистка, автор книги «Нашего хочу», старший преподаватель кафедры цифровых медиакоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета Инна Тимченко провела мастер-классы для юных журналистов «Сириуса».

Почему истории можно сравнивать с лампочками, как написать авторскую колонку, которая попадет в самое сердце аудитории и почему истории сегодня – самый востребованный формат, в нашем интервью с преподавателем. Спойлер для начинающих журналистов: в конце интервью советы для вас.

– Инна Святославовна, расскажите про ваш курс в «Сириусе, о чем он?

– Мой курс называется «Авторская колонка». В большинстве СМИ, как цифровых, так и печатных, есть раздел «мнения и комментарии», который как раз заполняется авторскими колонками, этот жанр сейчас довольно востребованный. Они бывают разных видов, какие-то тяготеют к комментариями, какие-то – к личностным эссе, некоторые иронические колонки – это перерожденный фельетон. Я 8 лет подряд каждый месяц писала колонки в газете «Невское время». Начала с практики, а потом стала изучать этот жанр по американским учебникам, статьям наших журналистов, и пришло понимание, что этот жанр очень популярный, но нет понимания, как с ним работать. Часто авторской колонкой называют какие-то материалы, которые ей не являются. Объединив свой опыт, опыт российских и зарубежных коллег, я написала учебник, который оказался первым на эту тему на русском языке. Наличие  одновременно и практики, и теории дают мне возможность говорить об этом жанре. 

– С чем связана такая популярность этого жанра?

– Раньше у нас главенствующей была индустриальная модель журналистики, где только новости, очищенные от эмоций и фактов, но когда рынок получил переизбыток новостей и информационных ресурсов в целом,  перед редакторами встал настал вопрос о том, как дальше удерживать аудиторию, выживать. Одной из таких стратегий стало растить авторов и рассказывать людям истории. Поэтому у нас появилась целая плеяда медиа с историями – «Такие дела», «Батенька», «Нож», которые в полный рост эксплуатируют стратегию рассказывания историй. 

– Как участники образовательной программы воспринимают этот жанр?

Ребятам он нравится, сначала они покупаются на то, что можно рассказать какую-то свою историю, но оказывается, что не все так просто и рассказать историю, но не прикрутить к ней ни одну социальную идею, не получается. Если сводить все к единой формуле, то я учу писать индивидуально, то есть быть автором со своим узнаваемым стилем и голосом, но при этом текст должен быть интересен, нужен, важен и полезен всем. Или хотя бы многим. Если эту формулу освоить, можно стать автором, востребованным не только в медиа, но и в маркетинге, копирайтинге, во всех смежных сферах, поскольку работает он универсально. 

Стратегия сторителлинга – подачи любой информации через рассказывание истории – сейчас одна из самых востребованных на российском медийном и околомедийном рынках. Об этом говорят и известные медиаменеджеры, и журналисты. Она реально работает. 

– А какие приемы для успешного оттачивания мастерства учеников вы используете? 

–  Один из приемов – обратная связь от аудитории. Если в школе у нас, по сути, трехбалльная система – единицы не ставят, двойки – очень редко, здесь мы уходим от этого. Я предлагаю им оценивать тексты по другим параметрам – мурашки, желание поделиться историей, обнять, слёзы. Есть такой вариант: ты либо веришь, либо не веришь в то, что это было. Человек, прочитав текст, тут же получает обратную связь. У нас некоторые ребята писали очень откровенные тексты, другие подходили их обнимали, из этого складывается дружеская атмосфера. Они моментально видят реакцию на свой текст. Это не безликие лайки или едкие комментарии, которые иногда совершенно не по делу. Они видят по лицам людей, как вживую работает их текст. Это самый быстрый способ понять, что такое аудитория и как нужно писать, чтобы попасть читающим людям в сердце. 

– Как научиться попадать в самое сердце? 

–  У меня есть тренинги на умение искренне рассказывать. Я задаю конкретное упражнение. Например, пишу на доске перечень эмоций и прошу людей сосредоточиться и вспомнить, когда они впервые наиболее сильно испытали конкретную эмоцию. Это еще не готовая авторская колонка, это упражнение. Когда ученики делятся этими историями, сразу видно, кто написал искренне, а кто ушел в перечисление фактов. Здесь тоже, когда читают друг другу, видят, если текст не работает – люди зевают, сидят в телефонах, отвлекаются. Это группу очень стимулирует, все хотят получить обратную связь. Мы же творческие люди и все немного зависим от этого. Чем дальше вглубь идут наши семинары, тем больше ученики раскрепощаются в этом смысле. Я не прошу вываливать свои тайны, доставать скелетов из шкафа, все ровно на том уровне, на каком готов работать человека. Но если есть боль, а она всегда есть у человека, жизнь так устроена, она дает о себе знать. Школьники делились такими историями и видели, что это не страшно, они чувствовали принятие. Это и есть обмен социальным опытом.

– Вызвать эмоции – понятно, но единственное ли это правило хорошей авторской колонки? 

– Конечно, одной эмоции мало. Я всегда рассказываю про принцип лампочки. Если история – это лампочка, то когда она светится, она передает эмоцию читателю, заряжает его. Если нет патрона, который подключен к электричеству, лампочка не будет светиться, это будет просто обмен историями. Патрон – это мысль, то, что ты хочешь сказать, это социальная значимость темы, это важность для других. 

Еще один важный аспект – яркие детали. Деталь позволяет сократить большие описательные моменты. Хорошо подобранная деталь дает возможность не называть все вещи своими именами, а заставляет читателя догадаться, о чем ты говоришь. Чем больше материала зашито между строк, тем интереснее для человека игра – найти смысл, распаковать его и насладиться тем, что ты понял автора. Так везде, в любом искусстве – и в кино, и в театре. Никто не выходит и не говорит прямым текстом: «Она такая-то и такая-то, совершила такие ошибки, а здесь она права». В авторской колонке также.

И тон. Как только человек себе позволяет менторский тон, начинает поучать, читатель уходит от такого текста. Его и так многие в жизни поучают и пилят. Удачный тон – такой, как будто на кухне вечером по душам говорите. Ты должен всегда сомневаться, искать истину. Если ты ее нашел, то рискуешь нарваться на человека, который в этом вопросе знает больше тебя. А если ищешь, к твоему поиску могут присоединиться другие люди, которых это волнует. 

– Есть такое известное правило, что нужно много читать для того, чтобы хорошо писать. Какие книги Вы можете посоветовать школьникам, которые хотят стать журналистами? 

Матвей Ганапольский «Кисло-сладкая журналистика». Очень остроумно. Байки в книге описывают все грабли, на которые наступают юные журналисты.

Андрей Мирошниченко «Когда умрут газеты». Про то, как дальше будет выглядеть наша журналистика, когда умрут газеты, почему они умирают, что происходит в интернете, что такое стихийный редактор и что такое сгущёнка времени. Книга поможет вообще понять, подходит ли эта профессия.

Людмила Сарычева и Максим Ильяхов «Пиши-сокращай». Эта книга  про информационный стиль для тех, кто интересуется новостной журналистикой. Сразу отмечу, что писать так в художественных жанрах нельзя. 

Дэвид Рендалл «Универсальный Журналист». Про то, как работают новостные редакции, как общаться с источниками информации, как добывать факты, откуда берутся новости, что такое повестка дня.

Андрей Колесниченко «Прикладная журналистика». Очень просто и доступно о жанрах. Не с научной точки зрения, а с практической, с большим количеством примеров.

– С книгами разобрались. Без каких личностных качеств невозможно состояться в профессии?

– Для журналиста важно любить людей, они ему должны быть интересны, даже на наших семинарах есть ребята, которые говорят: «Я не люблю людей, не люблю общаться!». Если журналист не любит людей, у него ничего не будет получаться.  Важно любопытство. Новое знание должно быть интереснее булочки и кофе. 

Умение мыслить широкими категориями – видеть взаимосвязи в разрозненных фактах действительности, складывать паззлы. Видеть в более широком социальном контексте те истории, которые каждый день происходят в нашей повседневности, то есть за фактами видеть тенденции. 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!