Педагоги образовательной программы «Изобразительное искусство (основы академической художественной школы)» рассказали, без каких инструментов не обойтись начинающему скульптору, каким характером обладает глина и что значит «мыслить геометрическими формами».
В «Сириусе» впервые открылось направление «Скульптура. Рисунок», в рамках которой воспитанники не только изучали художественные течения жанра от древних времен до наших дней, но и на практике овладевали непростым ремеслом, тренируя наблюдательность, чувство объемно-пространственного мышления, масштаба, ритма и пластики. Как это было, рассказывают Ксения Кряжова и Андрей Щеткин – преподаватели Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств.
– Ксения, первый вопросы к вам. Расскажите о специфике образовательной программы, о балансе в ней теории и практики, об основных направлениях.
– Мы в равной степени уделяли время как теории, так и практике. Вторая была построена на основе сочетания рисунка и скульптуры. Мы хотели, чтобы ребята научились видеть предмет в объеме, могли анализировать и сопоставлять друг с другом отдельные части будущего объекта, соединяя их в гармоничное целое.
Начали с рисунка как подготовительного, поискового этапа при создании любого произведения искусства. А значит, разобрали выразительные и изобразительные средства (линию, пятно, тон, ритм), рассмотрели разные проблемы при формировании художественного образа, пытались понять специфику скульптуры как жанра.
Для начала мы предложили воспитанникам сделать наброски друг с друга мягким материалом, чтобы почувствовать пластику и движение фигуры. Затем взяли шире – наброски по воображению, чтобы потом превратить их в скульптурную композицию. Условно обозначенная тема – «Человек дела». Нужно было запечатлеть человека в процессе какой-нибудь работы и затем это плоское изображение превратить в объем.
– Какие сложности возникли на этом этапе и к чему он привел?
– Сложности были с тем, что большинство ребят привыкли работать с плоскостью, поэтому мы попросили их нарисовать объект с разных сторон.
Следующим заданием стал портрет-образ. Мы делали небольшой скульптуру, в которой воспитанникам надо было передать характер случайно выбранного персонажа. Сознательно не использовали натуру и наброски по памяти. Было непросто.
Дальше перешли к изучению гипсовой головы: объяснили на ее примере анатомию, конструкцию. Потом, опираясь на эти знания, ребята смогли сами создать портрет друга – это было их итоговым заданием.
– Андрей, вопросы к вам. Какими творческими и прикладными способностями должен обладать ученик, чтобы полностью овладеть техникой скульптуры?
– В первую очередь это объемно-пространственное мышление, о котором говорила моя коллега, и умение строить рельеф на плоскости. Ведь рисунок скульптуры от традиционного рисунка очень отличается. В нашем ремесле мастера должны мыслить геометрическими формами. И моя задача сделать так, чтобы ребята понимали, с чем они имеют дело, и умели грамотно пользоваться изобразительными приемами. Например, в обычном рисунке линия создает движение и обозначает форму, а пятно создает тон, среду. Точно так же и здесь, только на этот раз мы работали с формами – фасадами. Каждый объем имеет свой фасад.
Все ребята талантливые! Удивительно, как просто, легко они шаг за шагом шли к завершению работы: сначала на плоскости набросали образ, затем передали его в несколько поворотов, чтобы стало понятно, как будет выглядеть будущий объект с разных сторон. Следующим этапом было сделать из пластилина несколько маленьких объектов, а потом перейти к более крупным формам.
– Этапность – это обязательное условие при обучении скульптуре?
– Как и в любом творчестве, особенно на начальных стадиях, нужно строго придерживаться этапности. Процесс создания скульптуры начинается с ее осмысления. Ни в коем случае нельзя приступать к работе, не зная и не чувствуя конечный образ. Здесь не получится перескочить через несколько ступенек. Упустишь мельчайшую деталь – все напрасно, тектоника рушится. Поэтому мы постоянно проговариваем: «Никуда не отклоняться, всему свое время, не спеши и делай по шагам». В нашей работе ведь масса нюансов, которые надо учитывать.
– С какими материалами ребята должны уметь обращаться?
– В первую очередь с глиной. Она податливая, живая и ведет художника, если он умеет ей пользоваться. С глиной работать сложно. Если она слишком мягкая, форма начинает стекать, деформироваться, если сухая – лопаться, рваться. Довести до идеального состояния – это уже 90% успешной скульптуры. Мы учили ребят правильно ее замешивать; тогда из нее можно делать удивительные вещи.
Можно даже лепить объекты без каркаса. Правда, ребятам это делать еще рано, но я немного учил их справляться с материалом без него, и, когда получалось, было здорово.
– Что из себя представляет этот каркас и, вообще, без каких инструментов скульптору не обойтись?
– Это специальные приспособления для лепных скульптур. При изготовлении фигуры основой каркаса становится глаголь, толщина которой зависит от массы скульптуры. Если коротко, то к глаголю крепят так называемую торсовую петлю из проволоки, а потом начинают выводить массу, объем. Таким образом, можно делать неожиданные композиции – парящие, невесомые. То, что трудно сделать без каркаса, с глаголем можно запросто, поэтому в идеале нужно, чтобы воспитанник владел обоими способами лепки в равной степени.
Вообще, для скульптора хорошие инструменты как скальпель для хирурга. И если говорить об основных инструментах, то я бы прежде всего назвал циркуль. У него изогнутые концы, и поэтому можно добраться до любой точки, чтобы снять размеры. Замеры – важная вещь; если их не делать, то у начинающего скульптора может получиться объект с неправильными пропорциями. Есть основные точки – самые широкие в голове и над ушами, по диагонали, от затылка до переносицы. Мы меряем ширину скул, губ, идем от целого к частному. От пятна к основным деталям. Но это отдельная история.
Не менее значимый инструмент скульптора – стек. Он состоит из двух элементов: деревянной части и металлической петельки на конце. Его используют для нанесения материала на поверхность, выравнивания, удаления лишних мазков. Им удобно задать основные фасады плоскости. Кстати, ребята научились управляться всеми инструментами вполне профессионально.
– Что стало итогом этой образовательной программы?
– Мы уже обожгли в печи маленькие композиции из глины и два большие работы. Некоторые портреты переведены в гипс для дальнейшей экспозиции в Российской академии художеств в рамках Санкт-Петербургского культурного форума, затем они пополнят фонд Образовательного
«Сириус».