«Что мне интересно? Сейчас я занимаюсь учебой, готовлюсь к поступлению, а хобби, которое переросло в почти профессиональное увлечение, связано, конечно, с информационной безопасностью», — поделился своими планами на будущее одиннадцатиклассник Теодор-Арсений Ларионов-Тришкин из Москвы, выпускник ноябрьской научной образовательной программы «Сириуса». Стать студентом одного из ведущих вузов России – это первое и главное, что его волнует. Помимо страсти к техническим обозрениям, тестам новых инструментов и профильным статьям о комплексных интегрированных решениях для защиты киберсферы, у Теодора развито и чувство прекрасного: в дни, когда он не пишет коды, он снимает звездное небо. Что общего между астрономической фотографией и компетенциями будущего, выясняем вместе со школьником.
– Теодор, тебе 16, и, несмотря на возраст, ты уже успел примелькаться на серьезных конкурсах и олимпиадах по информационной безопасности. Расскажи об успехах.
– Смотря что называть успехом. Лично для себя я считаю успехом участие в любом соревновании, на которое попадаю. Из тех же, на которых смог себя проявить, назову международные командные соревнования по информационной безопасности и защите информации формата CTF (Capture The Flag) и очные соревнования по защите информации для начинающих CTF-команд QCTF. Все они по большей части ориентированы на студентов, но наша команда занимает хорошие позиции, и, как правило, мы попадаем в десятку-пятнашку лучших.
–Значит, ты и так хорошо владеешь дисциплиной. Почему вдруг решил пройти конкурс в «Сириус»?
– Сейчас банально выражусь, но «Сириус» мне правда дал очень многое. Прежде всего возможность работать с высококвалифицированными преподавателями, которые вели занятия по web, анализу угроз и уязвимостей, передовым технологиям обратной разработки. Нам читали лекции по криптографии и киберкриминалистике, рассказывали о средствах и стратегиях обеспечения безопасности, о подходах к управлению рисками. В конце концов, здесь и практический опыт, и векторы развития. Когда узнал немало, и есть над чем работать, совершенствуя навыки.
– Тогда тебе наверняка понравился итоговый зачет по программе, который проходил в формате квеста?
– Это было крутое решение. Мы только знали, что это будет квест, и все. Ни подсказок, ни догадок о том, как это все может пройти. Неожиданности поэтому, конечно, были, по большей части мелкие и решаемые, но и с крупными задачами научились справляться слаженно. Тот же самый перехват Wi-Fi с помощью квадрокоптера стал неожиданным решением. Не скажу, что нас застали врасплох, просто мы не думали, что реально придется этим заниматься. Вроде все получилось, скрипт был написан, и мы попали внутрь бункера, где по сюжету находилась ракета, которую нам предстояло обезвредить. Так началась новая череда испытаний. Для того чтобы вовремя выбраться, было два пути. Один из вариантов – использовать плату STM и написать прошивку, залить ее на компьютер и найти пароль для выхода. Нашли и вышли.
– Все по-взрослому, на профессиональном уровне. И раз уж речь зашла о профессиях... Рынок быстро сегментируется, появляются новые направления, исчезают старые. Насколько, по-твоему, информационную безопасность в таких условиях можно считать перспективной областью?
– На все 100. Быть ИБшником — значит понимать этот рынок и идти в ногу со временем, пытаться отвечать на запросы эпохи и индустрии. Сейчас инфобез – очень популярное направление, которое будет широко применяться в будущем, а пока стремительно набирает обороты. Вы найдете информационную безопасность в «Атласе новых профессий». По идее, она сейчас на том уровне, когда еще нет сверхбума, но есть быстрый старт. Я просто буду следить за развитием этой области и развиваться вместе с ней.
– Если бы была возможность еще раз приехать в «Сириус», то на какое направление бы ты пошел?
– Однозначно на то же самое. Жаль, что уже в 11-м, иначе снова подал бы заявку на участие. Кибербезопасность – это то, что мне сейчас больше всего интересно. Надеюсь, что моя жизнь будет связана именно с этой научной областью.
– Почему «надеюсь», что этому может помешать?
– Пока ничего, но мало ли что может измениться. Надо быть ко всему готовым.
– Значит, есть план Б?
– Если честно, то нет. Раньше была астрономия, но в последнее время она отошла на второй или даже третий план. Сейчас ЕГЭ, экзамены. Много готовлюсь, не до звезд. Но я непременно наверстаю.
– К слову о вузе. Куда будешь поступать?
– Хотел бы в Высшую школу экономики, там сильная кафедра информационной безопасности. Конкурс довольно большой, пройти непросто, но работаю над этим. У меня еще есть дополнительные баллы к ЕГЭ за успешно завершенную профильную программу в «Сириусе». Думаю, все получится, хоть и не без усилий. Впрочем, чтобы чему-то хорошему научиться, всегда надо чем-то жертвовать.
– Есть профессиональная мечта?
– Есть! В составе команды, с которой я участвую в профильных олимпиадах и соревнованиях, попасть на крупнейшую в мире конференцию специалистов по информационной безопасности DEFCON, которая ежегодно проводится в Лас-Вегасе. Каждый, кто занимается информационной безопасностью на профессиональном уровне, хочет туда попасть, потому что это очень круто.
– Что для этого нужно?
– Много учиться, занимать хорошие места на разных соревнованиях, на том же конкурсе RuCTFe. Если там высоко поднимаешься, тебя могут заметить и пригласить на конференцию DEFCON в качестве докладчика или просто участника.
– Как скоро ты сможешь туда попасть?
– Сложный вопрос. Думаю, не раньше, чем через несколько лет, потому что вуз будет занимать практически все мое время, и плотно заняться этим я смогу, когда получу профессию и уже буду где-то работать, имея за плечами внушительный багаж знаний.
– Кстати, о работе. В какой компании ты себя видишь?
– Есть несколько компаний, в которых я бы хотел стажироваться. Например, в «Лаборатории Касперского», «Ростелеком» опять же впечатлил, много узнал об их внутреннем устрое. Однозначно сложно сказать, потому что любая из зарекомендовавших себя компаний может дать молодому специалисту очень многое.
– Что тебе интересно, кроме информационной безопасности?
– Занимался, как говорил ранее, астрономией, участвовал в олимпиадах. Больших успехов не достиг, так как переключился на информатику. Но астрономия привела меня к фотографии: очень люблю астрономическую съемку, фотографирую звездное небо. Это сложное искусство, целая эстетика. Если наука об информационной безопасности прекрасна бесконечным множеством математических и алгоритмических моделей, то астрономическая фотография почти про то же, только в ней можно еще поймать, как бы высокопарно это ни звучало, очертания вечности. Поэтому, даже если я пойду исключительно по научному пути, фотография точно со мной останется. Для меня это непаханое поле, и к тому же еще и красиво.
– Ни в коем случае не бросай, это потрясающий жанр! Понятно про искусство, давай про чтение. Что стоит на твоей книжной полке?
– Много чего, особенно в преддверии итогового сочинения. По большей части мне нравятся рассказы Чехова и фантастическая проза. И еще я очень люблю Гарри Поттера. Наверно, это очень клишированный момент, но никуда не денешься, я правда им зачитываюсь.
– Что слушаешь?
– Слушаю все – от классики до рока. Некоторое время занимался пианино и бас-гитарой, но и это пришлось отложить как минимум до поступления в вуз. Не исключаю, что, если сяду за инструмент, руки вспомнят. Но пока не хочу, вижу только одну цель и не вижу препятствий.