Пять тысяч человек подали заявки на участие в декабрьской образовательной программе по информатике, задача которой – подготовить школьников из регионов к олимпиадам. Какие стереотипы хотят разрушить организаторы программы, как ликвидировать усталость от интенсивной учебы и о роли таланта и усердия в достижении поставленных целей мы поговорили с одним из руководителей программы, доцентом кафедры прикладной математики ЛГТУ, тренером липецких школьников по олимпиадной информатике Инессой Шуйковой.
– Инесса Анатольевна, как проходил сам отбор?
– Сначала школьники, желающие участвовать в образовательной программе, в течение месяца проходили дистанционное обучение, состоявшее из четырех модулей. Затем для тех, кто успешно освоил курс, провели три отборочных тура. Два из них – офлайн, когда участники могли решать задачи из дома, один – очно, на специальной площадке в регионе. Мы организовали 58 таких площадок по всей стране – от Калининградской до Сахалинской области. В финальном, очном, туре участвовали около 300 школьников, из которых 100 были приглашены в «Сириус». Такой многоэтапный отбор дал свои результаты, и к нам приехали действительно мотивированные школьники. Это важно, поскольку учеба полезна тем, кто в ней заинтересован. Сейчас на программе представлено 35 регионов.
– Эта программа региональная, в ней не участвуют школьники Москвы и Санкт-Петербурга. Какие цели вы поставили?
– Мы хотим подготовить школьников, которые не имеют таких возможностей обучения, как в Москве и Санкт-Петербурге. Для многих участников это первая образовательная программа в «Сириусе». Ребята хотят учиться, для них это серьезная задача и прекрасная возможность повысить свой уровень владения предметом и подготовиться к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников.
– Три недели у вас будет интенсивный олимпиадный тренинг?
– С одной стороны, наша задача – подготовка к олимпиадам. Сейчас во всех регионах муниципальный этап либо уже завершился, либо скоро будет проведен. Многие наши школьники – будущие участники регионального этапа. Мы хотели бы дать им прочную базу, чтобы наши дети на региональном этапе стали лучшими. Региональный этап пройдет в январе – это как раз и будет в какой-то степени проверкой результативности образовательной программы. С другой стороны, помимо олимпиадной подготовки, мы предусмотрели и мастер-классы, и спецкурсы по различным технологиям программирования и по интересным направлениям IT-технологий. Есть в программе смены и образовательные игры: Поле чудес (по задачам на программирование), чемпионат по программированию вслепую, личные и командные соревнования.
– Какие темы охватят спецкурсы и мастер-классы?
– Спецкурсов больше десяти. Детей ждет знакомство с мобильной разработкой, с тем, как работает компания Яндекс, и с некоторыми ее ноу-хау, с подготовкой задач для олимпиад в системе «Полигон», с биткоином, блокчейном и алгоритмами в биоинформатике. У всех групп своя образовательная программа, и дальше ребята сами выбирают, какие темы им интересны в качестве дополнительных. Эти мастер-классы и спецкурсы короткие, 2-3 встречи, но за это время ребята смогут сделать свой маленький проект. Например, прототип мобильного приложения. Здесь цель – знакомство и привлечение внимания к разным направлениям IT-технологий и их приложениям, которые, возможно, были неизвестны детям.
– Преподаватели у детей тоже из регионов?
– Да, в основном это приглашенные преподаватели, которые тоже хотели бы принять участие в подготовке региональных команд к олимпиадам. Нам очень интересно обмениваться мнениями, вместе вырабатывать подходы к изложению различных тем. У нас есть маститые опытные преподаватели и молодые специалисты, которые буквально еще вчера сами выступали на олимпиадах и завоевывали медали. Дети не только работают с состоявшимися преподавателями, но и видят тех, кто, учась у них, добился хороших результатов. Такой состав позволяет расти и педагогам. У нас 100 школьников разделены на четыре учебные группы, с ними работают 16 преподавателей. После завершения программы мы будем поддерживать этих школьников, оповещать их о мероприятиях олимпиадного движения, консультировать.
– Как выстроен образовательный график?
– С 9:00 до 10:30 обязательно лекция – объяснение нового материала, систематизация знаний. Программа устроена по темам олимпиадного программирования. После этого начинается тренировка, на которой школьники пишут решения задач на языке программирования и сдают эти решения в автоматизированную систему проверки. Во время этой тренировки преподаватели обязательно сопровождают каждого ребенка, объясняют возникающие ошибки, обращают внимание на алгоритмы, которые нужно применить. Такая помощь очень важна для наработки навыка программирования олимпиадных задач.
– То есть вы практически весь день решаете задачи?
– Нет, конечно. Сегодня утром, совершая пробежку, я увидела наших детей у моря. В такие моменты радуешься, что мы живые разносторонние люди. В обществе есть такой стереотип про информатиков (надеюсь, он уже преодолен), когда рисуются какие-то клишированные образы этих людей – замкнутые интроверты. Среди наших детей и педагогов много людей, которые, помимо программирования, имеют широкий круг увлечений, успевают интересоваться современными прикладными задачами. Они доброжелательны и любят общаться с другими людьми, чутко и бережно настроены к окружающим и миру. Мы никогда не преследуем цели сверх меры загрузить детей, заниматься какое-то огромное количество времени, и, я думаю, все наши преподаватели против экстенсивных форм обучения, когда только учеба. Мы хотели бы, чтобы дети занимались программированием с радостью, чтобы их желание заниматься информатикой было внутренней мотивацией познания, а обучение – не только ради олимпиад.
– В своем регионе Вы тренируете всероссийских олимпиадников. Чтобы заниматься предметом на таком высоком уровне, что все-таки важнее – талант или усердие?
– Детей, которых хотелось бы пригласить в олимпиадные группы по информатике, можно определить по их математическим способностям. Поэтому школьников, показывающих успехи в конкурсных математических событиях, стоит выявлять где-то с 4-5 классов. Вообще, большую роль играет сама возможность выявить одаренного ребенка. Если он будет работать в зоне ближайшего развития, системно прорабатывать с педагогом теоретический материал и решать задачи, участвовать в конкурсных событиях, то, разумеется, при желании и трудолюбии ребенка, а также внимании педагога он станет олимпиадником. Если одаренного ребенка в такую, как сейчас говорят, втягивающую среду не поместить, то мы этого ребенка можем не заметить, упустить. После выявления для одаренного ребенка важно строить его собственные образовательные траектории так, чтобы они работали именно для него. Разумеется, нужно дополнительное образование, и вузовские преподаватели дают такую подготовку, которая, конечно, немыслима в общеобразовательной школе. Такие программы, как в «Сириусе», и кружки в регионах – неотъемлемая составляющая среды развития одаренности.
– Почему так важно выявлять будущих олимпиадников именно в раннем возрасте?
– Ранний ввод школьников хорош тем, что у детей не успевает сформироваться страх перед олимпиадным движением, появляется понимание своих целей и задач. Наша практика показывает, что дети, которые вошли в олимпиадное движение в 5-6 классах, в дальнейшем выступают на уровень выше других школьников, в 7-8 классах активно участвуют в олимпиадах и занимают призовые места. И про труд я все-таки еще добавлю. Даже при наличии способностей, желания познавать и творческого потенциала нужно обязательно трудиться, трудиться и трудиться. Большую роль играет тренировочный процесс, во время которого дети должны достигать результата сами. Когда мы говорим о развитии талантливого школьника, здесь речь идет не столько о доминирующей роли педагога, сколько о собственной работе ребенка по развитию себя через тренировки.
– То есть все-таки не бывает так, что у школьника это само собой получается?
– Легкость в процессе обучения благодаря имеющимся задаткам бывает только в начале пути, а потом, разумеется, нужен усиленный труд. Поэтому не все, у кого есть потенциал, продолжают работу и добиваются результатов. Нагрузки и работа на результат, как у спортсменов, неизбежны. Если ребенок понимает, что он приостановился в продвижении по предмету, упали результаты, ни в коем случае не надо прекращать работу. Обучение по предмету при наличии способностей сначала идет быстро, но в дальнейшем появляется все более сложный материал, осваивать который достаточно трудно, и на это требуется время. Дети развиваются неравномерно, и, когда нам кажется, что внешне ничего не происходит, на самом деле идет внутреннее развитие личности. Тренеры, я уверена, с пониманием относятся к таким возрастным периодам и согласны подождать, когда ребенок будет снова готов к продвижению. Самое главное, чтобы была мотивация.
– Как стимулировать мотивацию, когда школьник устал?
– Переключаться, снимать стресс игровыми форматами. В моей практике старшие дети могут стать помощниками тренера и работать с маленькими. Тогда они чувствуют себя наставником, переключаются с процесса обучения самого себя на процесс обучения маленького ребенка. Обязательно нужна среда для общения и коммуникации: выезды на конференции и профильные мероприятия. Интересны форматы визитов в IT-компании, которые сегодня активно поддерживают работу с образовательными учреждениями, потому что им нужны новые кадры. Большую роль играют и родители, если они интересуются успехами детей. Если же появляется усталость от предмета, нужно спокойно к этому отнестись. Возможно, потом появятся силы на двойной рывок. На самом деле в стране очень много сложившихся образовательных практик, которые ориентированы на одаренных детей, и заинтересованных организаций – нужно просто протягивать руку и сотрудничать.