help@sochisirius.ru

В картинах воспитанников направления «Живопись» всегда много удивительного. В простых, на первый взгляд, сюжетах – огромная внутренняя динамика и ритм, осмысленные образы, приемы, контекст. Юные художники понимают: сила живописи заключается не только в мастерстве. «Если в картине нет души, нет диалога, она пустая…» – объясняют молодые авторы. Поэтому педагоги «Сириуса» системно и последовательно ставят перед ребятами идеологические и познавательные задачи, учат их не просто правильно и хорошо рисовать, а говорить со зрителем на языке, не требующем перевода.

О том, почему художник должен сродниться с предметом, который изображает, как освоить сложные формы в живописи и без чего не обойтись молодым акварелистам, рассказала заслуженный художник России, член-корреспондент РАХ и член Московского союза художников, доцент кафедры живописи, рисунка, композиции и изящных искусств Академии Сергея Андрияки Наталья Беседнова, которая в течение трех лет, с самого открытия направления «Живопись», работает в «Сириусе» с молодыми художниками.

Системность в работе направления, или Что такое «работать по-живому»  

Что изменилось за три года работы направления? О «Сириусе» узнало больше детей, на конкурсные отборы стало поступать в разы больше заявок. Мы отбираем талантливых, способных художников, и то, что их число растет, – отличный показатель. Сегодня мы можем говорить о том, что сталкиваемся с выдающимися (не побоюсь этого слова) ребятами, которые пишут практически профессионально. Молодые художники стараются все быстро схватывать, стремятся соответствовать уровню, продиктованному конкурсным отбором. Но они знают, что пройти его – это только полдела, а потом начнется новый этап – углубленное изучение законов академической живописи и много практики.  

За годы работы направления выработалась своя системность. Мы, что называется, работаем по-живому. Стараемся, с одной стороны, дать максимально много фундаментальных знаний, с другой – пройтись по слабым местам и восполнить пробелы. Если мы видим способного ученика, который только делает первые шаги в живописи, это одни задачи; если же он многое умеет, то мы усложняем программы. Простой натюрморт, сложный натюрморт – темы могут звучать одинаково, но подход при этом будет разным, ориентированным на способности каждого. Это индивидуальная система обучения, которая моментально адаптируется согласно складывающейся ситуации.

О специфике программ, «одухотворенных предметах» и Русском Севере в картинных сюжетах

Особенность образовательных программ много в чем проявляется. Например, одни из последних работ художников: их картины очень сдержаны, выдержан характер цветовых элементов изображения. Думаете, это можно сделать в два счета? Светлый фон несколько сложнее, чем яркий и насыщенный. Вот вам написанный натюрморт: горшок, например. Это моделировка большой формы полутонами, выполненная мастерски. К такому надо стремиться: когда смотришь на обычную посудину, но хочешь уметь писать ее так же. Такого впечатления не сложилось бы, не умей художник одухотворять предметы, которые пишет.  

Академическая живопись – это всегда синтез света, цвета, формы и тона. Вместе они работают на характер, посыл или идею будущей картины. Моделировка формы с помощью теплых и холодных полутонов, умение сохранить локальный тон и цвет предмета, выстроить полное соответствие блика, цветовой части, полутонов, рефлексов (отсветов) и теней – это тот базис, без которого художникам не обойтись. Освоить непросто, а выполнить еще сложнее. И те постановки, которые мы им предлагаем уже в середине образовательной программы, – это всегда большая, сложная форма. В декабре эта была прялка и корзинки. Получилось атмосферно, как иллюстрация к старым славянским сказкам. Поставили ткацкие станки, разложили коврики, пряжу. Решили сделать такую сюжетную перебивочку между новогодними натюрмортами. Тем более рождественские темы они давно освоили: поздравительные картины, написанные ребятами (елочные игрушки, варежки, подарки) были выведены на медиафасады кампуса.  

Так вот, тогда сюжет Русского Севера пришелся на зимний солнцеворот (день зимнего солнцестояния, отмечаемый практически во всех мировых культурах). Это важный славянский праздник. Как передать его фольклорность без особого антуража? Во всех предметах была тема круга как символа солнца. Каждая деталь, каждая мелочь несет огромный смысл. Так мы учимся передавать сюжет, прочувствовав окружающую нас красоту и философию.

От основ станковой живописи к вершинам мастерства

Пейзажи в нашей программе занимают особое место. Представьте пасмурный день и горную реку с ее барашками, подводными камнями, прозрачностью воды и отражением хмурого неба. Звучит поэтично, но каких это стоит трудов, перенести это на бумагу, да еще и акварелью. Как оказалось, дети потрясающе пишут и могут за короткое время научиться новым приемам и техникам. Портрет, натюрморт, пейзаж, сюжет – мы работаем во всех жанрах, относящихся к станковой живописи, прибегаем к популярному художественному приему, «обманке», учимся изображать объект, создавая иллюзию, что он расположен в трехмерном пространстве, а не в двухмерной плоскости. В начале занятия я объясняю, что к чему, а дальше они все делают сами.

Мы осваиваем базовые вещи (работаем с набросками), а затем переходим к этапу посложнее. Вообще, программа у художников обширная: мы много работаем в студии над длинными, сложнейшими, сближенными по оттенкам постановками, в мастерских проводим по несколько часов в день.

Terra Incognita, или Где проходят огранку самородки

В портфолио ребят таких сложных сюжетов еще не было. Это новая неосвоенная территория, область их исследования. Они охотно берутся за кисти и возвращаются ко мне с вопросами: «Так правильно?», «Как у меня получается?» Я вижу, что правда хорошо, говорю им об этом. Педагоги часто слышат от ребят: «Я прежде этого не делал». Вот что ценно, помогать им делать открытия. В «Сириусе» невозможно не вырасти профессионально. Учатся талантливые дети, а у них, в свою очередь, учатся педагоги, устанавливается тесная связь учителя и ученика. В таких случаях нужна особая методика преподавания, такая, которую предложил Сергей Николаевич Андрияка. Она заключается в совместном и поэтапном выполнении заданий, когда даже самый сложный сюжет появляется из-под твоей кисти практически с чистого листа.

Программа длится всего 24 дня. Это не так много, но не так уж и мало, если по истечении этих трех недель юные художники достигают такого уровня. Я на занятии спрашиваю: «Как укладывается в глубину горизонтальная плоскость?» Они этого еще не проходили, но отвечают: «Она становится чуть темнее». Где-то слышали и запомнили. Они внимательны к тому, чем занимаются, схватывают на лету, решают задачи как технического, так и творческого порядка. Потому что у них большая мотивация, например, поступить в вуз мечты, стать участниками выставок или арт-проектов. Пройдя такую школу, как «Сириус», добиться можно чего угодно.

Поделиться
/uploads/post/5c3f5a6a7574d-list_new.jpg
16. 01
наука
Лучшие из них представят страну на 60-й Международной математической олимпиаде 11-22 июля в Великобритании
Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2019 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!