15 августа в 19.31 в открытый космос вышли научно-образовательные наноспутники «СириусСат-1» и «СириусСат-2». Для Центра это событие стало одним из самых значимых в 2018 году. Разработки наших выпускников во время плановой внекорабельной деятельности отправил с МКС 122-й космонавт СССР/России Сергей Прокопьев. Его путешествие в космос длилось с июня по декабрь 2018 года. Если быть точными – 196 суток 17 часов 49 минут 20 секунд. Сейчас космонавт-испытатель проходит курс реабилитации в Сочи. Сергей Прокопьев встретился со школьниками «Сириуса» и ответил на их вопросы.
— Как меняется ощущение тела, когда космонавт только прибывает на Землю?
— После полугодовой невесомости движения на Земле даются сложно. Организм забывает, как поднимать руку. Как только покрутишь головой, она начинает кружиться. Но привыкаешь достаточно быстро и через два часа на пресс-конференцию идешь уже своими ногами. С каждым полетом адаптация как к невесомости, так и обратно, идет все быстрее.
— Есть ли сейчас ограничения по росту для космонавтов?
— Есть некоторые требования. Раньше корабль был маленький, поэтому рост первого отряда космонавтов был 172-173 см. Гагарин именно такого роста. Сейчас это ограничение – 193 см.
— Что делают космонавты, пока корабль летит к МКС?
— Полет занимает двое суток. Это время экипаж работает по 23 часа в день и адаптируется к невесомости. Прибывая на станцию, мы чувствуем себя уже более свободно в новом пространстве.
— Как вы стали космонавтом?
— Меня вдохновили родители. Вся семья – из авиации. Дед и отец были летчиками, мама – парашютистка, совершила 400 прыжков и получила первый разряд. Я закончил Тамбовское летное училище, был военным летчиком и объездил около 7-8 военных гарнизонов. Став командиром отряда, я получил предложение на перевод в космонавты. Решение далось нелегко, потому что карьера военного шла хорошо. Но если бы не попробовал, жалел бы об этом всю жизнь. Находясь в отпуске, я тайно приехал на отбор и прошел. Меня зачислили в отряд в 2010 году, но только через 7,5 лет мне посчастливилось полететь в космос. Кстати, младший брат пошел по моим стопам.
— Как проходит подготовка?
— Общекосмическая подготовка – самая насыщенная и интересная пора. Кандидаты в космонавты должны стать водолазами, парашютистами и пилотами. Много времени уходит на тренировки по выживанию в зимнем лесу, на морской поверхности и в пустыне.
Нас также закаливают психологически: вводят в критические условия и смотрят, как мы реагируем. Это проверка того, как человек поведет себя в экстренных ситуациях. Одно из испытаний – сурдокамера, когда две ночи и три дня кандидат должен провести без сна. Это 68 часов непрерывной деятельности. Можно пить кофе или зеленый чай. Но на меня, например, кофе не действует, обходился чаем. В такие моменты начинаешь узнавать, на что способен твой организм.
Подготовка длится около 2,5 лет, а затем проводится экзамен и по его итогам присваивается звание космонавт-испытатель. Это не просто, но путь к мечте не бывает легким, нужно много терпения. Это огромная ежедневная работа и дисциплина.
— Сколько длится реабилитация после полета в космос?
— Считается, что реабилитация длится столько же, сколько человек пробыл в космосе. Я пробыл полгода, значит, через 6 месяцев она завершится. Сейчас у меня активная фаза реабилитации, которая проходит в Краснодарском крае. Я прохожу лечение в санатории Дагомыса. Помимо процедур каждый день занимаюсь спортом. Плаваю по 1,5 км в день в среднем, хожу, бегаю, занимаюсь спортивными играми. Организму нужно вернуться в нормальный режим после пребывания в невесомости.
— Как проходят будни космонавта во время миссии?
— Станция живет по Гринвичу. Для Москвы это минус 3 часа. Отдых состоит из 8 часов сна и порядка 2-3 часов личного времени. Все остальное время – рабочее, в него входит проведение экспериментов и поддержание станции. Отдельно отведено время на спорт, потому что нужно поддерживать состояние мышц, иначе быстро станешь овощем. В космосе мышцы забывают, что они должны работать.
— Расскажите о Вашем полете, у Вас было две миссии, одна из них внештатная, насколько было тяжело принимать решения?
— Да, у нас было две деятельности. Плановая – связана с научными экспериментами. Вместе с Олегом Артемьевым мы забрали материал для исследования микроорганизмов на внешней стороне станции, выполнили монтаж оборудования по эксперименту «Икарус», запустили два наноспутника «Танюша-ЮЗГУ» и два наноспутника «СириусСат» и еще сделали панорамные видеосъемки космического пространства вокруг МКС и поверхности Земли.
Вторая деятельность, внештатная, связана с обнаруженной разгерметизацией корабля. Небольшое отверстие появилось либо еще на Земле, либо в процессе полета. Экипаж действовал слаженно, четко взаимодействуя с Землей. Наша задача заключалась в том, чтобы снять вакуумную изоляцию с корабля – вырезать частичку метеорной защиты толщиной 2 мм с помощью специальных ножниц – и сделать заплатку на обнаруженное место течи. Такое происходит с орбитальной станцией не первый раз. Герметик, который я использовал, сертифицирован под такие вещи. План и научная программа нашего полета от этого не пострадала. Мы выполнили свою часть работы. Есть определенная гордость, что все получилось, мы выполнили поставленную задачу.
— Сталкиваются ли экспедиции с космическим мусором?
— Часто в иллюминаторе космонавты видят маленькие серебристые вращающиеся точки. Многие новички на МКС принимают их за НЛО. Особенно если те подсвечены солнцем. На самом деле, это вращающийся на расстоянии 5-6 метров от станции космический мусор. Есть специальные маневры по уклонению от него, которые мы делаем, если вероятность столкновения становится 0,1. Проблема космического мусора существует, и для ее решения делают специальные спутники для мониторинга и отлова.
— Что бы Вы посоветовали школьникам, которые мечтают стать космонавтами?
— Вам очень поможет аэрокосмическое или летное образование. Стать инженером или летчиком – самый прямой путь в космонавты. Помимо этого нужно отслеживать объявления об отборе в отряд космонавтов. Они проходят раз в 4-6 лет. Сначала вас попросят собрать документы, которые рассмотрит комиссия. Отобранные кандидаты живут в Центре подготовки космонавтов, где проверяют их физические данные, здоровье, проводят собеседование, проверяют знание английского и кругозор. Если человек говорит, что он не читает художественную литературу, а только изучает книги о космосе, комиссия вряд ли это оценит. Поэтому совет простой – развиваться как физически, так и интеллектуально.