Источник: Известия
Послание президента Федеральному собранию было посвящено вопросам развития нашего общества и страны, необходимости изменений и востребованности нового — это звучало буквально в каждой фразе Владимира Путина. Среди важнейших — требование проводить изменения максимально быстро, но обеспечивая справедливость и сбережение народа. И именно качественное образование, доступное каждому, является залогом этого.
Как же обеспечить всех россиян равным доступом к качественному образованию, независимо от их места жительства, социально‑экономического положения и других жизненных обстоятельств?
Президент снова обратил наше внимание на необходимость обновления образовательных стандартов и программ с учетом внедрения в образовательный процесс информационных технологий. Это не что иное, как инструмент для сокращения дифференциации качества школ и уровня подготовки в разных российских регионах.
Президент не поручает нам проводить новую реформу образования, когда так просто спрятаться за «организацией самого процесса». Он поручает заняться его содержательным обновлением — последовательным системным совершенствованием работы всех заинтересованных сторон на всех уровнях системы образования с постоянным общественным контролем.
Так, президент потребовал отказаться от чисто ведомственной модернизации профессиональных регламентов, которые нацелены на обеспечение интересов министерств, зачастую подменяющих набором показателей и индикаторов реальную работу. Возьмем общеобразовательную школу. Пока множественные формальные проверки толкают всех педагогов (а значит, и их учеников) на путь конкуренции, у детей будет отсутствовать выбор, возможность для полноценного инклюзивного обучения.
Мы должны приспособить учебные планы под потребности каждого ребенка. Новые технологии не означают перехода к работе школьников исключительно за компьютерами. Они не заменят существующие формы преподавания, а дадут дополнительные возможности для общения учеников с учителями и друг с другом.
В экономике, которую мы сейчас строим, нужны не просто кадры — нужны возможности для самой разной профессиональной реализации каждому. А для этого системе образования требуются смелые руководители школ и классов — педагоги, которые творчески подходят к учебным программам и которые ради этого сотрудничают друг с другом. Тогда у нас будут и эффективные школы, и эффективные технологии, и эффективные производства. И тогда мы вместе с нашими детьми пойдем по дороге, ведущей вперед всю страну.
Нужно укреплять и развивать в регионах механизмы выявления и развития талантов у детей и молодежи. В том числе опираясь на опыт и наработки образовательного центра «Сириус», который стал ориентиром для регионов по системной работе с юными талантами.
Для этой работы принципиально важен опыт лучших российских школ — партнеров центра. Через интенсивные профильные программы «Сириуса» ежемесячно проходят около тысячи детей, сегодня у центра почти 35 тыс. выпускников. А еще он в удаленном режиме работает со всеми участниками всероссийских олимпиад по всей стране. 5 тыс. студентов, поступившим благодаря такой системе работы с ними в ведущие российские университеты, фонд выплачивает гранты президента России — 20 тыс. рублей ежемесячно до окончания обучения. Каждого из них ждут в передовых российских научных коллективах, компаниях. Многие из них не только прошли там стажировку, но уже работают!
Практический опыт развития центра «Сириус» позволяет обобщить требования времени к экспертному сообществу, без их выполнения мы не сможем выполнить поручения президента.
Во-первых, суть образовательной деятельности должна состоять не в «научении», а в выявлении и раскрытии талантов каждого ребенка. Это то, о чем говорит президент, то, ради чего запускался «Сириус» как пилотная площадка для выработки новой образовательной парадигмы, создания новой образовательной среды.
Во-вторых, эта система требует от нас корректировки управленческой и правовой модели. Развитие образовательных систем — это общая задача для государства, общества, науки и бизнеса. Без этого у ребенка не будет возможности выбора траектории своего социального и личностного роста на всех уровнях образования.
В-третьих, нужна другая логика нашего взаимодействия — межведомственная, междисциплинарная. Сейчас все взаимодействия крайне зарегулированы и тяжелы. Зачастую, все совместные проекты и активности реализуются за счет энтузиазма конкретных участников и вопреки, а не благодаря действующим нормам и правилам.
И, в-четвертых, мы должны крайне взвешенно подойти к разработке новых образовательных стандартов. Нужно учесть все требования, которые влияют на раскрытие творческих способностей учащегося, формирование его жизненных предпочтений. Это должна быть профессиональная и открытая экспертная работа, объединяющая как школьных педагогов, так и ученых, специалистов высшей школы, представителей бизнеса и других заинтересованных профессионалов.
Только выполнив все эти требования, мы сможем обеспечить ответственное развитие России, конкурентоспособность нашей образовательной системы.