help@sochisirius.ru

Проблемы инновационного развития экономики рассмотрели 6 июня на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2019). В рамках сессии «Наука, образование и бизнес: стратегии интеграционного взаимодействия» приглашенные спикеры и эксперты обсудили качество коммуникаций университетов, высокотехнологичных компаний и фундаментальной науки, поговорили о том, в чем заключаются проблемы школьного образования, а также как бизнес может сотрудничать со студентами и вузами. Прежде чем предоставить слово выступающим, организаторы предложили всем присутствующим и отдельно экспертам оценить уровень инновационности российской экономики по пятибалльной шкале. Общая оценка участников сессии составила немногим более 2 (сразу оговоримся, что и оценка экспертной панели не дотянула до «троечки»). Так в чем же причина столь неутешительного положения? 

Руководитель Образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева считает, что на сегодняшний день в России — самые благоприятные условия для интеграции науки, образования и бизнеса: государство создало практически все возможные финансовые и организационные инструменты развития, существенным образом модернизировано законодательство. Принята долгосрочная Стратегия научно-технологического развития (стратегия «больших вызовов»), в которой сформулированы приоритеты научно-технологического развития. Этот документ отражает заказ на исследования и разработки, ориентирует науку на то, что ожидают увидеть общество и государство в качестве результата. Но как найти наиболее эффективное решение проблем — это уже коллективная ответственность науки, бизнеса и образования.

Генеральный директор Яндекса в России Елена Бунина рассказала о том, как бизнес интегрируется в образовательную систему.

«Цифровизация влияет на образование довольно сильно, я вижу здесь огромные сдвиги уже на протяжении последних 10 лет. Раньше вузы были интегрированы с наукой, но вот университеты и компании находились на большой дистанции друг от друга. Сегодня же все вузы понимают, что им надо интегрироваться в бизнес, но и бизнес видит, что ему нельзя оставаться в стороне, и проникает в университетскую научно-образовательную среду», — сообщила Елена Бунина.

В качестве примера продуктивного взаимодействия спикер привела свою компанию. Сначала в Яндексе организовали курсы по анализу данных для студентов 4 курса, но потом поняли, что этого недостаточно. Поэтому совместно с Высшей школой экономики был открыт факультет компьютерных наук, программа которого состояла не только из традиционных фундаментальных знаний, но и практических курсов от Яндекса и других компаний «цифровой экономики». Сегодня Яндекс берет студентов 3 курса на стажировку, и после окончания бакалавриата молодые люди готовы к работе, причем зачастую ребята приходят работать не на начальные позиции, а уже в качестве полноценных сотрудников. По словам Елены Буниной, это сильно мотивирует молодежь на развитие корпоративной лояльности — готовности связывать свою карьеру именно с Яндексом.

«На самом деле, ключевым звеном интеграционных процессов между образованием, наукой и бизнесом являются вузы», — сказала Елена Шмелева. По ее мнению, университетская среда гораздо легче, чем учреждения академической науки, «настраивается» на ускорение процесса внедрения новых знаний в технологические процессы компаний реального сектора экономики.

«Бизнес гораздо эффективней действует в партнерстве с подразделениями университета, нежели с громоздкой научной организацией, им легче совместить скорость взаимодействия при создании инновационных продуктов», — считает руководитель Фонда «Талант и успех».

Спикеры коснулись и проблем школьного образования. Так, Ирина Потехина, заместитель министра просвещения России, обозначила основные проблемы, с которыми сталкивается школьное образование нашей страны. Среди них — недостаточное владение выпускниками школ так называемыми «мягкими навыками» (soft skills — неспециализированные, но важные для карьеры умения, такие как способность работать в команде или владение навыками публичных выступлений), а также нехватка профессиональных навыков педагогов, которые зачастую сами не обладают компетенциями, которым они должны учить школьников.

«Научно-образовательные центры мирового уровня — это фактически ответ, который мы сегодня ищем. Создание на базе ведущих университетов и государственных научных организаций научно-образовательных центров в регионах Российской Федерации - как раз и есть тот инструмент, который позволит найти эффективную коммуникацию между наукой, образованием и экономикой. В рамках Национального проекта «Наука» создается горизонтальная сеть идей и смыслов, которая сможет привлечь самых сильных специалистов и даст нужный нам результат», — подчеркнула Елена Шмелева.

Поделиться
Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2019 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!