В Сириусе завершились первые квалификационные сборы для школьников, которые претендуют на участие в Международной физической олимпиаде (МФО) в следующем году. Процесс подготовки и отбора школьников длится год и стартует в июне. Как формируется первый состав кандидатов, зачем решать олимпиады 1985 года и что проверяют псевдоэкспериментальные задачи, рассказал заместитель руководителя сборной Виталий Шевченко.
Войти в топ-30
Каждый год в апреле проходит заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике. Именно по ее результатам тренерский штаб отбирает десятиклассников, показавших лучшие результаты. Например, в этом году в заключительном этапе участвовали более ста десятиклассников, 54 из них стали победителями и призерами. Лучшие 32 школьника, набравшие наибольшие баллы, стали кандидатами в сборную на МФО-2020.
«По регламенту мы можем взять около 25 человек, но в последние годы стараемся увеличить это число. Среди тех, кто показал результат ниже, может оказаться школьник с более высокой мотивацией, которая поможет ему себя проявить. На сборы могут попасть и 9-классники, но для этого им нужно выступить на Всероссийской олимпиаде за 10 класс и попасть в первую тридцатку», – рассказывает Виталий Шевченко.
Итак, у нас есть кандидаты. Вся дальнейшая работа укладывается всего в две очевидные цели: их нужно учить и отбирать. Происходит это в основном на двух видах сборов:
1) Учебно-тренировочные сборы, где школьники изучают новые материал.
Проходят в июне, ноябре и марте. Как правило, такие сборы проводят в МФТИ с использованием университетского оборудования, на котором изучается университетский курс механики, сложная термодинамика и электромагнетизм, а также волновая оптика. Например, если сборы осенью, а у студентов в это время лабораторные по механике, то кандидатам в сборную тренеры дают работы по термодинамике, ведь это оборудование сейчас свободно.
Только мартовские учебно-тренировочные сборы проходят в Сириусе. На этом этапе уже не используются университетские практикумы, а тренеры могут перевезти необходимое оборудование для работы. Кстати, к этому времени уже остается 8 кандидатов. Но об этом позже.
2) После изучения нового материала его необходимо отработать и научиться применять в решении задач, поэтому после учебно-тренировочных сборов проходят квалификационные, то есть отборочные. Организуют их, как правило, в Сириусе.
Между учебно-тренировочными и квалификационными сборами проходит около 2 месяцев. За это время школьники решают домашнее задание и готовятся к отбору. Например, в июне 32 кандидата прошли 2 недели высокоинтенсивных занятий в МФТИ по темам, которые будут проходиться в начале 11 класса, после этого у них было 2 месяца на решение домашних заданий, а сейчас, в августе, преподаватели проверяли, как школьники этим материалом владеют.
Сборы в августе: как это было
Августовские квалификационные сборы длились 1,5 недели. За это время школьники прошли 5 туров тренировочных олимпиад (1 день – 1 тур), а затем разобрали результаты. Это первый этап отбора, в котором эксперты оценивали способности к обучению и находчивость, умение не испугаться сложной задачи.
«Обозначить темы, которыми школьники должны владеть на этом этапе, можно только в общем. Например, задачи по механике, термодинамике. На этих сборах им предстояло решить задачу про физику бильярда – как ударить шар, чтобы он катился определенным образом. Мы попросили их просчитать это аналитически, для них это было чем-то новым. Также была задача про физику полета, где им нужно было разобраться, как создается подъемная сила, сколько самолет может находиться в воздухе при определенных условиях. Такие задачи не обсуждаются в школьном курсе. К этому можно подготовиться на уровне фундаментального понимания физики, нужно уметь в течение ограниченного времени разобраться в задаче, понять модель, по которой можно найти решение, ответить конкретно на поставленные вопросы. Не так давно мы стали практиковать псевдоэкспериментальные задачи, которые проверяют способность школьников быстро и безошибочно обрабатывать данные. Темы задач могут быть самые разные, главное, что есть расчетная формула, по которой нужно пересчитать числа и определить параметры зависимости. Задача может быть хоть по квантовой физике. Скорость и правильность обработки большого количества данных на международной олимпиаде очень важна», – объясняет вице-руководитель сборной.
Первый квалификационный тур на этих сборах состоял из задач международных олимпиад прошлых лет. По словам эксперта, примерно до 1985 года задачи МФО были очень похожи на задачи Всероссийских олимпиад.
«Мы даем кандидатам прорешать сборник таких задач к сборам. После этого 5 задач из него даем в первом туре на очень маленькое время – всего 2,5-3 часа. Все это оправдано, базовые идеи в основе задач известны, поэтому, чтобы успешно выступить на международной олимпиаде, нужно просто решить как можно больше задач с предыдущих межнаров. То же самое со Всероссийскими олимпиадами. Если школьники этого не делают, то они, как правило, выступают хуже», – отмечает Виталий Шевченко.
После проверки домашнего задания школьники написали два теоретических тура. Каждый из них полностью имитирует теоретический тур МФО: 5 часов, 3 большие задачи. Два финальных тура – экспериментальные, в которых, например, школьники работали с жидким азотом, исследовали сталь, вольфрам при низких температурах, определяли параметры колеблющейся системы, исследовали линзы, которые носят люди с астигматизмом.
«Так как школьников относительно немного, каждую работу проверяли независимо 2 человека. Результаты проверки сверялись. Если были какие-то расхождения, то проверяющие приходили к консенсусу. Потом школьник приходил к одному из преподавателей, и они вдвоем обсуждали решение. У нас было 9 проверяющих. Все они в прошлом призеры различных международных соревнований», – говорит Виталий Шевченко.
По итогу работы сформирован рейтинг, первые 16 человек в котором прошли на следующий этап.
Что дальше
Следующей тренировкой для юных физиков станут две олимпиады – по экспериментальной физике, организованная Фондом «Образование и наука» совместно с Центром педагогического мастерства города Москвы, и олимпиада Мегаполисов, в которой участвуют команды из крупнейших городов мира, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга.
«Мы будем выступать вне конкурса на олимпиаде Мегаполисов. Оргкомитет разрешил нам после всех туров прийти и на том же оборудовании просто выполнить всю работу. Результаты обеих олимпиад не будут учитываться в нашем рейтинге, это тренировка. За годы работы можно увидеть стилистику задач тренерского штаба сборной, можно предугадать, какую задачу мы можем дать, а на международных олимпиадах стилистику угадать невозможно. Вот, пожалуйста, неизвестный стиль, решайте», – говорит заместитель руководителя сборной России по физике.
Работа будет идти и удаленно. Школьникам предстоит дома решать задачи, сканировать листочки с решениями и отправлять преподавателям на проверку. Так будет происходить до ноября – до следующих учебно-тренировочных сборов в МФТИ, где школьники будут изучать волновую оптику.
Зимой кандидаты и тренеры вернутся в Сириус на второй квалификационный тур. После него дальше пройдут 8 человек, которые в мае представят Россию на Азиатской олимпиаде по физике в Тайване. По ее итогам сформируется пятерка, которая поедет на Международную физическую олимпиаду 18-26 июля в Литву.